будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Страна
Епиходов Олег

Три случая частно-государственного партнерства

Три случая частно-государственного партнерства
JONGLER
Иллюстрация: Сергей Елкин

Жильцы смогут асфальтировать свои дорожки сами. Социальный контракт с государством - оно даст денег, но что оно хочет взамен? Принудительная перепись населения или заполнить графу "Личный код" в паспорте"?

Заасфальтируй себе дорожку

Сообщено, что мэрия Москвы разработала порядок добровольного участия граждан и компаний в финансировании строительства, ремонта и реконструкции автомобильных дорог. В изложении "Известий" это выглядит психотерапевтическим действием: "Как рассказали изданию в столичном департаменте экономической политики, жители, недовольные состоянием той или иной дороги, теперь смогут перечислить необходимую сумму в дорожный фонд Москвы". Ну, тут ключевым словом выглядит "недовольные", то есть дело в эмоциях.

Но там серьезно: сначала гражданам надо заключить соглашение с дорожным фондом. После получения одобрения градостроительной комиссии города, департамент экономической политики Москвы разрабатывает соответствующий проект, а иначе деньги возвращают инициатору дела. Но тут сразу два вопроса: откуда он знает, сколько денег вносить, если нет проекта и - из каких денег оплачивается проект? Опять же, а само рассмотрение и согласование чего-нибудь стоит?

Данное партнерство начинает выглядеть уже совсем психотерапевтическим, но тут появляется ясность: "В департаменте экономической политики пояснили, что в первую очередь рассчитывают на коммерческие структуры, чьи объекты расположены рядом с дорогами". То есть, чтобы им, например, сделали удобные подъезды. За что - ну, они же коммерческие структуры - вполне логично платят. Обе стороны довольны, взаимное партнерство в натуре. Впрочем, вопрос и тут: означает ли это, что без соответствующих инициатив потребителя город не будет строить ничего такого вообще?

А там еще и совсем частное дело: сказано, что деньги на обустройство собственных дворов и парковок готовы выделить и рядовые москвичи. Совсем не ясно, как эта готовность была уловлена и, тем более, непонятны детали. Вот, двор скидывается и забабахивает парковку вместо скверика? Ладно, им парковка важнее, вопрос в цене. Но цены, в общем, вполне коммерческие и данное партнерство уже выглядит вполне себе бизнесом для города. Вот, сказано, что ремонт дворовой дорожки обойдется в 1 тыс. рублей за кв.метр покрытия. Следует ли отсюда, что город дорожки во дворах чинить не будет уже никогда?

Социальный контракт со смутным содержанием

В Госдуме в первом чтении принят законопроект, "который предусматривает новый способ оказания помощи малоимущем со стороны государства – через социальный контракт", - ("Российская газета"). То есть, частно-государственное партнерство как таковое, помимо всех прочих отношений гражданина и государства, да еще в гуманной форме. Идея в том, что "малоимущие граждане или люди, оказавшиеся в тяжелой ситуации, смогут заключить контракт с государством, которое будет выделять им в помощь денежную сумму в размере от 30 до 100 тысяч рублей". Это прекрасно, но что гражданин должен взамен?

Пока вместо подробностей лирика: сообщается, что "подобные социальные контракты будут являться для человека неким стартом "новой жизни" и должны стимулировать человека зарабатывать, а не находиться на иждивении у государства". Тут интересно: не находиться на иждивении у государства человек перестает после того, как - по данному контракту - получает от него деньги? И как, собственно, выдача денег будет стимулировать его зарабатывать?

Опять же: подразумевает ли контракт возврат денег? Если да, то какие тогда проценты? В таком случае можно бы понять так, что это просто кредит, который банки гражданину никогда бы не выдали, имея в виду его текущее материальное положение. В "Российской газете" приводятся рассуждения первого зампреда Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Г.Кареловой, которая пояснила, что "инициатива разработана для той категории малоимущих граждан, которым не удается помочь "традиционными методами" социальной поддержки". Среди таких случаев упомянуты потеря работы или болезнь. Мало того, "Актуально это и для селян, у которых нет источников заработка, многодетных семей". Вообще, тут как-то сведены вместе несколько совершенно разные истории. Ну, может, для того и сведены, чтобы закрыть их все этой идеей. Банки и в самом деле тут бы кредит никогда не дали.

Просто так, конечно, не дадут и тут: для заключения контракта следует обратится в орган социальной защиты по месту жительства. "Стартовая сумма будет варьироваться в пределах от 30 до 100 тысяч рублей, в зависимости от положения человека. Определять сумму будут власти региона, в котором проживает обратившийся к ним человек". Тут, конечно, интересны слова "стартовая сумма". Имеется ли в виду, что такие суммы можно будет получать время от времени?

И, еще раз: в чем контракт-то? Гражданину дают денег, а что должен он? Пока нарисован чисто какой-то рай: "гражданин, подписавший контракт, в свою очередь, обязуется тратить предоставленные ему деньги исключительно по назначению". По какому именно назначению, о нем же не сказано? Начать "новую жизнь"? Кроме того, "обязательными условиями контракта будут поиск работы, профессиональная подготовка и занятие предпринимательской деятельностью". Тут и вовсе непонятно: поиск работы, положим, можно удостоверить какой-то справкой. Вряд ли же достаточно устного заявления? Профессиональная подготовка - ну, наверное какие-то корочки показать. Но причем тут занятия предпринимательской деятельностью, что имеется в виду под малоимущим предпринимателем?

Карелова окончательно добавила тумана: помощь со стороны государства может еще и исходить не только в виде денежных средств. По контракту "власти смогут помогать гражданам с оплатой ремонта, лечения и даже заниматься устройством ребенка в детский сад". Конечно, тут красиво слово "смогут". Вот же, без этого документа власти не могли помогать гражданам с устройством детей в детский сад.

Но тема отработки контракта остается совершенно нераскрытой. Сообщено только, что социальный контракт можно будет заключить на срок от трех до шести месяцев, а иногда можно будет продлить до года. Но что же, что происходит в момент его окончания?

Графе "Личный код" уже недолго быть пустой?

Самый конкретный пример частно-государственного партнерства - это перепись населения. Тем более, пока участие в ней не являлось обязательным. А теперь Росстат предлагает сделать его обязательным, а "за уклонение или предоставление о себе неполных или искаженных сведений предусмотреть административную ответственность". Понятно, что для этого закон "О Всероссийской переписи населения" надо поправить.

Тема понятна. По закону человек имеет право участвовать или не участвовать, отчего в переписи 2010 года отказались участвовать около 1 миллиона, еще 2,6 миллиона переписчики не застали дома. А те, кого застали, часто не хотели говорить о своей национальности, гражданстве, образовании, источниках средств к существованию, экономической активности. Росстат переживает, что "все это снижает качество переписи, ее информационную ценность". Вывод: участие в переписи должно быть строго обязательным, а за уклонение - штрафовать.

Штрафовать - это совершенно в рамках взаимного партнерства человека и государства. Ну, государство к гражданину со всей душой, а ему не хотят даже говорить кто такой и на что живет. Причем, тут же именно партнерство, поскольку Росстат ни слова не сказал об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или за отказ от оных. Только штрафы.

Но у Росстата есть еще и слова, несколько высовывающиеся за границы его компетенции: "в перечень сведений о населении необходимо ввести единый идентификационный номер". Ну да, регистрационные коды есть во многих странах, потому что паспорта и прочее меняются, а такой номер - навсегда.

Тут, с одной стороны, не ясно, как именно этот регистрационный номер может помочь при переписи. Ну, видимо, чтобы штрафовать при отсутствии факта участии в переписи. Но, значит, тогда будет Большая и Всеобщая база граждан? Почему бы, собственно, нет? Даже как-то странно, что ее до сих пор еще не собрали. Вот же, в Росстате почему-то считают, что для введения этого номера "можно было бы использовать базу данных Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования". Но каким образом? Между тем, в паспортах есть графа "Личный код", пока пустая. Они, собственно, ровно об этом. Вообще, с частно-государственным партнерством всегда так: не может оно без того, чтобы не сосчитать всех принудительно.

Епиходов Олег
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).