будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Страна
Усыскин Лев

Три свадьбы и одни похороны

Однако, настоящие протокольно-идеологические сложности, много большие чемпри краковском венчании, возникли потом в Москве – куда царская невеста прибыла3 (13) мая 1606 г. – после того, как 8 (18) апреля ее поезд пересек границуРоссийского государства. С Мариной приехало около двух тысяч человек – именноих прибытие потом русские популярные историки будут на все лады величать"польской оккупацией", против которой восстало в конце концовистерзанное и униженное население стотысячной Москвы. Мы же заметим, что изэтих двух тысяч лишь очень небольшое число носило или могло носить оружие: восновном же это были музыканты, повара, прислуга, несколько священников сполагающимся сопровождением и т.п. Именно этих людей и вырезали москвичи в ходемятежа 17 (27) мая – тогда как сами шляхтичи в большинстве своем не толькосохранили жизнь, но даже и не были разоружены.

Тут надо сказать, что Марина как обстоятельство авантюры Лжедмитрия былавполне факультативной вещью: она ничего не добавляла новому царю ни в какомплане, а, напротив, создавала труднопреодолимые проблемы и, в конце концов,оказалась именно той гирькой на весах истории, которая сместила их равновесиефатальным для Самозванца образом. Во всяком случае, этот брак никакогоотношения к поддержке проекта "царь Дмитрий" Сигизмундом Третьим неимел. Заинтересованной стороной здесь был лишь клан Мнишков – именно с ним уОтрепьева были какие-то договоры и перед ним имелись обязательства. ОднакоСамозванец был не из тех людей, кто имеет привычку платить по счетам вотсутствии принуждения – оказавшись же в Кремле, он мог такого принуждения неопасаться. И все-таки он сам настаивал на приезде Марины – торопил Юрия Мнишка,позволяя тому выставлять все новые и новые требования материального плана –Дмитрий послушно оплачивал долги сандомирского воеводы, позволял ему бытьщедрым до расточительности и пр. О чем это говорит? Похоже, как ни смешно этопрозвучит, – о любви. О странной любви авантюриста к шестнадцатилетней кукле…

По этой либо по иной причине, но Дмитрий вынужден был считаться стребованиями поляков. Именно к таковым относят коронацию царицы – церемонию,никогда прежде на Руси не практиковавшуюся. (Да и следующей такой коронации вРоссии пришлось ждать долго – вплоть до 7(18) мая 1724 г., дня коронацииЕкатерины Алексеевны, супруги Петра Первого).

Стало быть, поляки (читай: Мнишки) желали лишь торжественной и официальнойкоронации – с их точки зрения, все прочее уже произошло, Марина была законнойженой русского царя. (Чтобы уж быть совсем точными – с канонической точкизрения, этот брак становился действительным с момента первого сексуальногоконтакта супругов.) Коронация же была им нужна не только для того, чтобыпотешить самолюбие, но и как попытка застраховаться от российской династическойнепредсказуемости. Они, понятно, были в курсе причудливых судеб жен русскихмонархов, чей статус порой стремительно обращался в полный нуль – коронованнаяже царица имела как бы независимую от мужа легитимность, она имела полное правовообще править самостоятельно, скажем, в случае гибели своего мужа. Это,понятно, не давало стопроцентных гарантий, но все-таки повышало шансысохранения власти, случись что.

Русским же требовалось другое – во-первых, венчание царя со своейневестой (краковская церемония, как мы знаем, в расчет не шла), а кроме того –совершение чина присоединения к православию католички Марины Мнишек: русскойцарицей, разумеется, могла быть только православная женщина.

Вот с этим и вышла основная загвоздка. Дмитрий вначале поставил условиеперемены Мариной веры – Мнишки снеслись с Папой Римским и получили от негокатегорический запрет на такое развитие событий. Запрещено было дажепричащаться у православного священника. В самом деле, иначе и быть не могло: сточки зрения Рима, сам Дмитрий был католиком (о чем, разумеется, на Руси незнали), и было странно выслушивать от него серьезные просьбы о выходе кого-либоиз лона римской церкви. Кроме того, эта самая римская церковь оказалась в пленуимевшей место интенсивной риторики о целесообразности приведения Московии поменьшей мере к унии с католицизмом. Мнишки, однако, и сами не горели желаниемобращать Марину в православие: им, судя по всему, казалось, что в этом случаеони ослабят опору на Рим, а также на Сигизмунда, которой также весьма дорожили.Впрочем, задним числом понятно, что надо было всем вести себя гибче – но этозадним числом… Во всяком случае, с момента пересечения русской границы Маринапо факту стала все более и более соответствовать православным нормам поведения.В Можайске Марина со спутниками поклонилась местной чудотворной резной иконесв. Николая, 29 апреля в Вязьме Марина праздновала православную Пасху, а поприбытии в Москву ее отправили в кремлевский Вознесенский женский монастырь –как бы для подготовки к церемониям и знакомства с православной традицией.Никаких католических священнослужителей туда, понятно, не допускали, зато за"невесткой" надзирала инокиня Марфа – вдова Ивана Грозного и матьтого самого мальчика Димитрия, за которого выдавал себя Самозванец.

Тем временем Освященный Собор – собрание верхушки русского духовенства –не без дискуссий принял решение о предстоящем ритуале. Дело в том, чтоприсоединение к православию для католиков возможно было двумя путями – черезповторное крещение либо через таинство миропомазания. В данном случае выбранобыло второе – пройдет всего полтора десятка лет, и ситуация по этой частиизменится: в России по требованию патриарха Филарета, все инославные христиане(а порой и православные из других стран) станут повторно перекрещиваться:прежнее их крещение будет считаться недействительным.

Таким образом, с точки зрения русской традиции, последовательностьобрядов должна была быть следующей:

1. чин миропомазания – присоединения к православию;

2. венчание – т.е. совершение священником таинство брака с последующимпричащением новобрачных;

3. венчание на царство – коли уж поляки так этого хотят.

Однако же, поляки хотели иного:

1. венчания на царство;

2. повторного венчания по православному обряду – коли уж русские этогохотят.

Как результат создавшегося противоречия, был рожден особый чин,призванный создать и у тех, и у других чувство удовлетворения. Этот диковинныйчин еще более диковинно воплотился в реальности – и чего-чего, а чувства удовлетворенияне вызвал ни у кого. Напротив, именно торжествам 8 (18) мая 1606 было сужденодополнить до краев чашу взаимного раздражения сторон.

Итак, вот, что было решено совершить.

1. сперва в Столовой палате царского дворца совершается обряд обрученияДмитрия и Марины – при минимальном присутствии поляков.

2. затем в Успенском соборе совершалась столь чаемая коронация – по формеэто было все то же таинство миропомазания, и у русских должно было сложитьсявпечатление, что это и есть присоединение к православию. Тем не менее, онотаковым не было – с точки зрения православного канона, миропомазание имеет силув том смысле, который в него вкладывают. То есть, если оно – часть венчания нацарство, то именно это действие и получает в ходе церемонии божественнуюблагодать.

3. и уже после коронации в том же Успенском соборе происходит венчание.

Данный порядок с точки зрения русских был довольно странен: получалось,что полячка-католичка становилась царицей прежде, чем женой царя. Изменить жепоследовательность коронации – венчания было невозможно, в частности, потехническим причинам: после чина венчания молодые должны были выйти из собора,где их положено осыпать деньгами – назад в собор они уже войти в этот день немогут.

В общем, отчасти абсурдность снималась обрядом обручения – но лишьотчасти.

Теперь посмотрим, как все это воплотилось в реальности.

1. Обручение прошло в соответствие с планом. Обряд совершал в Столовойпалате протопоп Рождественского кремлевского собора – традиционно царицындуховник, помогал ему протопоп Благовещенского собора Федор – по должностидуховник царя. Из поляков на церемонии присутствовал только Юрий Мнишек.

2. Затем в Грановитой палате имело место "прошение на царство"которое "исполнил" тысяцкий – боярин Василий Шуйский – тот самый,который через девять дней свергнет царя Дмитрия и отправит царицу Марину вярославскую ссылку.

3. Затем процессия перешла в Успенский собор – и только здесь к нейприсоединились поляки. Надо сказать, что, по сохранившимся свидетельствам,часть из них была вооружена и не снимала шапок – что, понятно, не могло неразозлить русских участников и свидетелей церемонии.

4. Началась собственно коронация. Здесь все как будто прошло по-писаному:сперва на Марину возложили царский крест, затем царские бармы и диадемы, апосле – царскую корону. Именно эту часть ритуала наблюдали в полной мерепольские гости и остались, в общем, довольны происходившим. А напрасно: рядускользнувших от их внимания нюансов дал русским свидетелям церемонии четкийнамек на некоторую неполноценность царицыной коронации. Так, корона,возложенная на ее голову, была специально изготовленной короной европейскогообразца, а не шапкой Мономаха, которой совсем недавно венчали самогоЛжедмитрия. Не было осуществлено и поклонение гробам предшественниц Марины намосковском троне (да и не могло быть – ибо они покоятся в Архангельском соборе,а коронация имела место в Успенском). Забавный эпизод нашел отражение ввоспоминаниях свидетелей действа: польские послы пытались в ходе коронациисесть, на что Афанасий Власьев сделал им выговор, сказав, что в церкви несидят, а царь занял кресло лишь по случаю коронации. В другой раз он, взявподержать пернатую шляпу польского посла Олесницкого, тут же передал ее слуге,и тот вышел вон – тем самым Афанасий гарантировал себе, что посол не наденет еевдруг машинально в самый неподходящий момент. Власьев вообще довольно многоприлагал усилий для поддержания порядка: именно он вывел поляков из собораперед венчанием – соврав, что царь уже вышел, и приказав затем закрыть двери.

5. Следующим номером программы была обедня – Марина слушала ее, будучиотведенная в придел Дмитрия Солунского к остальным дамам.

6. А уже затем – чин венчания, практически скрытый от глаз поляков.Именно в ходе него Марина отказалась от причастия у патриарха Игнатия и, поряду свидетельств, от миропомазания.

7. В заключение "молодые" были осыпаны золотыми монетами("В дверях князь Мстиславский бросал из блюда португальские монеты в 20,10 и 5 червонцев". "При выходе из церкви канцлер Афанасий (Власьев – Л.У.)двараза бросал государю через голову горсть португалов, золотых и позолоченныхденег с государственным гербом. На португалах с одной стороны особа государя допояса, с мечом и латинской надписью "aetatis suae 24", с другойдвуглавый орел, в груди его единорог, а кругом по-русски императорскийтитул"). По всей видимости, это были специально отчеканенные за рубежоммонеты: трижды ими осыпали на выходе из собора, трижды у Грановитой палаты итрижды – в Столовой палате, где устраивался свадебный пир. После третьейперемены блюд молодые удалялись – гости провожали их до постельных хором, аЮрий Мнишек и Василий Шуйский – до постели.

Так все и завершилось – к беспечной радости поляков и сильному недоумениюрусских: внимательные и враждебные взгляды иных из них приметили все – и отказот причастия, делавший венчание недоконченным, и неполноценную коронацию, иотсутствие миропомазания ради присоединения к православию. Всего этого былодостаточно, чтобы девять дней спустя возбудить в Москве толпу спартаковскихфанатов.

И в заключение – несколько биографических фактов об Афанасии Власьеве –дабы искупить несколько неуклюжий вид, который принимал в нашем рассказе этотнезаурядный человек.

Первое упоминание о его службе относится к 1584 г. – по нему Власьев –подьячий Мастерской палаты. в 1594 г. – он уже самый высокооплачиваемыйподьячий Посольского приказа, на следующий год он в чине дьяка отправляется впервое свое посольство – в Прагу к императору Священной Римской ИмперииРудольфу Второму. Ещегодом позже он уже дьяк приказа Казанского и Мещерского дворца; а спустя двагода получает первый думный чин – думной дьяк. Он по-прежнему привлекается квнешнеполитическим вопросам: в 1597 году присутствует на дворцовом приемеимперского посла. А в июне 1599 года Власьев – глава посольства, вновьотправляемого в Империю с официальным извещением о воцарении Бориса Годунова.Кстати говоря, одной из задач посольства была разведка возможностибракосочетания дочери царя Бориса – Ксении – и эрцгерцога Максимилиана. Повозвращении, Власьев – второй дьяк Посольского приказа, в начале 1601 г. ведетпереговоры с английским послом Ричардом Ли, а в мае становится главой своегоучреждения. В том же году он возглавляет посольство в Польшу – первый случай,когда дипмиссию возглавлял непосредственно глава внешнеполитического ведомствастраны. Именно Власьев непосредствено занимался организацией следующей попыткизамужества Ксении Годуновой – дьяк встречал прибывшего в Россию датскогопринца, он же ездил в Копенгаген извещать датчан о скоропостижной смерти женихав Москве. В ведении Власьева была и знаменитая операция по отправке 12 русскихзнатных отпрысков за границу для обучения.

В заговорепротив Годунова Власьев не участвовал, однако Лжедмитрий принял его весьмамилостиво и, как мы видим, поручал ему самые ответственные задачи. По сути,Власьев стал одним из самых влиятельных чиновников в окружении Самозванца. Авот после гибели Отрепьева карьера дьяка Афанасия фактически завершилась: самогоего сослали в Уфу вторым воеводой, московский двор конфисковали. В 1611 г. вответ на челобитную Сигизмунд Третий вернул, однако, Власьеву эту московскуюнедвижимость, пожаловав ему очередной думный чин – думного дворянина – и вызвавв Москву. Однако в столице Власьев так и не появился – судя по всему, онскончался где-то в это время.

См. также:

  • Усыскин. Три свадьбы и одни похороны. Часть 1
  • Усыскин. Первое русское двоецарствие
  • Усыскин. Альтернативная династия
  • Усыскин. Конец лагеря под клёнами
  • Усыскин. Как бояре съели революцию
  • Усыскин. К кончине Лжедмитрия I
  • Усыскин. Дипломатическая истома
  • Усыскин. Откуда приходят Патриархи
  • Усыскин. Тщетная попытка единства
  • Усыскин. Уния или раскол. Часть 1, Часть 2
Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).