Солист балета Большого театра Павел Дмитриченко признан виновным в организации нападения на художественного руководителя балета Сергея Филина. Мещанский суд Москвы также признал виновными еще двух фигурантов дела, Юрия Заруцкого и Андрея Липатова. Дмитриченко получил шесть лет колонии строгого режима, Липатов — четыре года в аналогичном учреждении, а Заруцкий сядет в колонию особого режима на 10 лет.
Кроме того суд взыскал 3,5 миллиона рублей с участников преступления в пользу Сергея Филина,таким образом полностью удовлетворив его иск о возмещении морального и материального ущерба.
Прокурор просил Мещанский суд приговорить Дмитриченко, заказчика преступления, к девяти годам лишения свободы, Заруцкого, исполнителя, к десяти годам, а Липатова, который подвез его к дому Филина, к шести годам.
На суде, фактически, всю вину брал на себя исполнитель Юрий Заруцкий. По его словам Дмитриченко, которого обвинение и суд сочли заказчиком, часто ругал Филина в его присутствии, отчего впечатлительный Заруцкий и пошел на преступление. Свои более ранние показания против Дмитриченко Заруцкий объяснил вовсе странно. Он рассказал суду, что рассчитывал на сделку со следствием и получение пяти лет тюрьмы. Однако его долго держали в холодном автозаке, затем привезли на очную ставку с Дмитриченко, о ходе которой он ничего не помнит, так как пригрелся и задремал. Более того, настаивал Заруцкий, у него и в мыслях не было нанести тяжкий вред здоровью Сергея Филина. По его словам, он и представить себе не мог, что слитый из автомобильного аккумулятора электролит может оказаться так опасен.
Липатов же, уверен Заруцкий, вовсе не знал о преступлении, а просто подвозил своего знакомого. «Если бы знал о готовящемся преступлении, то сам бы не поехал и меня остановил», — сказал Заруцкий на прениях.
В последнем слове Заруцкий попросил прощения у родителей Липатова, Дмитриченко и Филина, признал свою вину и обратился к суду с просьбой освободить от наказания двух соучастников. «Желание наживы толкнуло меня на преступление», ― сказал он.
Ранее Павел Дмитриченко уже добровольно выплатил Филину 50 тысяч рублей в качестве компенсации. Дмитриченко виновным себя не признал. Он согласился с версией Заруцкого о том, что в его присутствии ругался на Филина, однако отрицал саму возможность того, что заказал нападение. «Я не признаю вину не потому, что хочу ее избежать, а потому, что я ничего не сделал. Я радовался, что Сергей вернулся. Дай бог, чтобы ему было хорошо. Вся ситуация случилась из-за моего языка, я готов понести моральную ответственность, но за побои, а не то, что мне вменяют», заявил он суду.
Плюс ко всему артист не верил в то, что здоровью Филина был нанесен значительный вред и даже требовал повторной медицинской экспертизы.
Суд, однако, установил, что Дмитриченко заплатил Заруцкому 50 тысяч рублей, а Липатову — 10 тысяч. Еще три тысячи артист, по версии обвинения, дал им на бензин. Этого хватило для того, чтобы признать нападение на Филина заказным и приговорить его организатора и участников к длительным срокам.
Напомним, покушение на Сергея Филина произошло в ночь с 17 на 18 января возле его подъезда на Троицкой улице в Москве. Юрий Заруцкий плеснул в лицо артисту кислоту и скрылся. Сергей Филин получил сильные ожоги кожи и роговицы глаз. Он перенес несколько операций в России и Германии, но полноценное зрение к нему так и не вернулось.
Полиция вышла на след преступников анализируя биллинг телефонных звонков, сделанных в момент преступления в районе дома Филина. Выяснилось, что 35-летний Юрий Заруцкий звонил танцовщику Павлу Дмитриченко. На суде Заруцкий утверждал, что звонил исключительно с целью занять денег, но этому мало кто поверил.
Ранее Заруцкий уже был неоднократно судим — в последний раз за избиение до смерти. Вышел из колонии Заруцкий недавно и жил неподалеку от дачного кооператива Большого театра в Ступинском районе Московской области, где Дмитриченко был председателем.
Также следователи выяснили, что 17 января Дмитричекно звонил Липатову, а камеры наблюдения у дома Филина засняли автомобиль, подозрительно похожий на тот, что принадлежит Липатову.
Мотивом преступления, очевидно, стало то, что Филин не достаточно часто давал роли балерине из Воронежа Анжелине Воронцовой, у которой, по слухам, был роман с Дмитриченко.
Карьеру самого Дмитриченко можно с уверенностью назвать блестящей: он вышел из семьи артистов Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, сразу после окончания Московской академии хореографии был принят в Большой, где ему предложили главную партию Яшки в балете Шостаковича «Золотой век» в постановке Григоровича. Затем он танцевал Злого гения в «Лебедином озере», главную партию в «Спартаке», Тибальда в «Ромео и Джульетте», раба в «Баядерке» и, наконец, главную роль в возобновленном в 2012 году «Иване Грозном». В 2011 году Павел Дмитриченко получил статус ведущего солиста Большого театра.
Карьера Воронцовой шла не так хорошо. В Московской академии хореографии Воронцова обучалась у Николая Цискаридзе — это достаточно редкий случай, так как мужчины, как правило, не обучают женщин-балерин. После окончания академии Воронцова обещала пойти танцевать в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, в котором Сергей Филин руководил балетной труппой, однако ее планы изменились, и она пошла в Большой театр к своему учителю Цискаридзе.
В 2011 году Сергей Филин перешел на пост художественного руководителя балетной труппы Большого театра, где ему пришлось работать с Воронцовой. По слухам, Воронцовой не досталась роль в «Лебедином озере» из-за того, что Филин предлагал ей поучиться у преподавателя-женщины. Согласно этой версии, Дмитриченко не поверил в плохую постановку танца и был убежден, что Филин не дает ей играть из-за давней обиды.
Сам Сергей Филин на суде заявил, что связывает нападение исключительно с профессиональной деятельностью. По словам потерпевшего, к нему неоднократно обращался Дмитриченко с просьбой предоставить роль Анжелине Воронцовой.
В конечном счете следствие сработало хорошо и оперативно, и дело осталось за малым: восстановить репутацию Большого как места, где люди в запале ссоры не пытаются покалечить друг друга.