Пока почти все центральные телеканалы страны транслировали заявление Владимира Путина о повышении пенсионного возраста, в Аналитическом центре при правительстве шло обсуждение судьбы трудовых книжек — проблема, может быть, не столь важная, но тоже чувствительная для многих.
Трудовая книжка в современном российском праве — достаточно странный документ. Его обязан вести и хранить работодатель, на руках у гражданина она находится только между увольнением из одного места и устройством на работу в другое. Соответственно, по идее, в книжке отражается весь трудовой путь гражданина с отметками о поощрениях, взысканиях и т. д.
На практике, однако, для подтверждения стажа госорганы все чаще используют информацию, которая находится в налоговом ведомстве (работодатель обязан делать отчисления в страховые фонды с фонда оплаты труда, соответственно видно сколько налогоплательщик зарабатывал и когда), да частные компании, при приеме на работу, не слишком часто обращают внимание на трудовую книжку.
Опросы показывают, однако, что заметная часть россиян все-таки считают трудовую книжку важным документом, в том числе потому, что при выходе на пенсию она является независимым источником информации о накопленном стаже. Этим пользуются недобросовестные работодатели, которые могут при увольнении «шантажировать» работников тем, что не отдадут им трудовую книжку.
Учитывая, что трудовую книжку в принципе можно считать пережитком социалистической экономики, в России давно некоторые говорят о ее отмене или, хотя бы, переводе в электронный формат, чтобы избавить бизнес от необходимости ведения и хранения ненужной для него документации.
Недавний опрос ВЦИОМ показал, что чуть более половины опрошенных россиян, работающих по найму, выступают за сохранение бумажных трудовых книжек при одновременном ведении электронного реестра. Сторонники возможного нововведения считают, что оно позволит в первую очередь упростить доступ к информации, восстановить данные в случае утери бумажного носителя. Противники же, напротив, прежде всего опасаются утери или кражи электронных данных. На вопрос о том, есть ли необходимость в сохранении традиционной формы документа ввиду возможной утери данных о стаже с электронных носителей, 69% граждан, работающих по найму, отвечают утвердительно.
Иными словами, многие граждане увязывают трудовые книжки с вопросом назначения пенсии, так что сейчас, в условиях принятия закона о повышении пенсионного возраста, этот вопрос может восприниматься особенно серьезно.
Переход на электронные трудовые книжки, то есть иными словами создание национального реестра данных о трудовой деятельности, обсуждается в правительстве в двух вариантах — Минтруда и рабочей группы по трудовому законодательству АНО «Цифровая экономика». Замминистра экономики Савва Шипов, как пишет «Коммерсантъ», отметил, что «жесткой полярности» между сторонами нет: те и другие говорят о необходимости цифровизации трудовых отношений, вопрос лишь в способе, сроках и в балансе между снижением издержек для бизнеса и защитой прав работников.
Законопроект Минтруда предполагает, что электронный учет трудовой деятельности на базе ПФР должен быть запущен с января 2021 года, но работодатель еще шесть лет должен будет вести бумажные трудовые книжки (отказаться от них можно будет только по заявлению работника). Бизнес же предлагает отменить книжки уже с 2020 года, предусмотрев возможность их ведения по желанию работника, но переложив на него ответственность за их хранение. Проект бизнеса также предусматривает возможность заключения электронных трудовых и ученических договоров и договоров о матответственности, в Минтруде же хотят увязать цифровизацию кадрового документооборота с комплексным правовым регулированием цифровой экономики. Ключевой развилкой здесь является «режим умолчания»: по словам главы проектного офиса программы «Цифровая экономика» Владимира Месропяна, эффект и издержки реформы будут зависеть от того, станет ли опциональным сохранение бумажной книжки или отказ от нее.
В Пенсионном фонде России, который и будет вести «электронные трудовые книжки» в случае их создания, препятствий для перехода к электронному учету не видят. По словам зампреда правления ПФР Алексея Иванова, фонд будет готов начать его с 1 января 2020 года, схема уже обкатана в пилотном проекте со Сбербанком. Также Иванов посоветовал не считать население регионов «технократическим быдлом» и не верить, что «за МКАД нет интернета». По его мнению, электронный учет позволит в любой момент проверить не только корректность информации о трудовой деятельности, но и то, как работодатель платит страховые взносы.
Основная проблема в переходе на электронный учет — оцифровка уже существующих документов. «Пенсионный фонд неоднократно говорил, что для них самая большая проблема — ретроинформация — то, что интересует как минимум половину нынешнего поколения»,— отметил глава комиссии по социальному законодательству Ассоциации юристов России Александр Куренной.