Руководство ГУМа решило «слить» ставший уже знаменитым монструозный чемодан на Красной площади. Компания Louis Vuitton была уведомлена о необходимости немедленного демонтажа павильона-чемодана.
ГУМ решился на столь радикальную просьбу в связи с «позицией части общества», а также в связи с тем, что «по факту конструкция павильона превысила допустимые согласованные габариты». ГУМ услужливо пообещал сделать все возможное для того, чтобы убрать «какие-либо раздражающие эффекты, связанные с павильоном Louis Vuitton».
Тут же оказалось, что огромный чемодан на Красной площади — это не просто реклама модной марки, но и благотворительная акция. Фотомодель Наталья Водянова, основательница благотворительного фонда «Обнаженные сердца», заявила, что из-за закрытия выставки-чемодана ее фонд не сможет собрать средства в помощь детям.
«Если выставка не состоится, то не только мы с вами окажемся лишены увлекательного путешествия в историю и красоту, но также не будут привлечены благотворительные средства от продажи билетов, которые компания Louis Vuitton, задумывая этот проект, изначально предлагала перечислить в Фонд помощи российским детям "Обнаженные сердца"», — написала Водянова на своей странице в Facebook.
Водянова рассказала, что руководство компании Louis Vuitton постоянно заботится о российских детях — строит для детских домов и интернатов игровые площадки, теплицы, дарит им микроавтобусы и санимобили. Что такое санимобиль? Это традиционные санки, сильно схожие с теми, что были в нашем детстве. У них есть высокая ручка, чтобы родителям было комфортнее их передвигать и катать своих детей. А на нижней плоскости - выдвижные колёсики, благодаря которым и прилепился постфикс -мобиль.
Впрочем, фотомодель сейчас сложно назвать независимым наблюдателем - она помолвлена с Антуаном Арно, сыном владельца контрольного пакета французской компании LVMH (Louis Vuitton Moët Hennessy) и одного из богатейших людей на планете Бернара Арно. Не скрывается, что Водянова ждет от Арно-младшего ребенка.
Изначально предполагалось, что брендированный царь-чемодан на Красной площади высотой в 9, а шириной аж в 30 метров послужит площадкой для выставки «Душа странствий», которая должна была пройти в рамках празднования 120-летия ГУМа со 2 декабря до 19 января.
Председатель комитета по стратегическому развитию ГУМа Михаил Куснирович заявил, что чемодан — «объект городской среды», и все необходимые разрешения для его установки получены. В ГУМе, похоже, даже не задумались о том, как чудно рифмуется сокращение LV с инициалами гражданина, занимающего по-соседству Мавзолей.
Однако появление на Красной площади огромного чемодана очень многим пришлось не по душе. Тут же нашлись ревнители чистоты Красной площади, как среди известных и не очень блогеров, так и среди депутатов и общественных деятелей.
Депутат Александр Сидякин обратился в Федеральную антимонопольную службу с требованием разобраться с домом-чемоданом. Депутат посчитал, что огромный размер сундука нарушает архитектурный облик исторического места, а на самой конструкции павильона размещен логотип Louis Vuitton вместе с лентами цветов российского флага, что противоречит закону о рекламе.
Одновременно с Сидякиным многие задались вопросом, можно ли на Красной площади размещать любую рекламу, пусть и под соусом благотворительности? Например, можно соорудить огромную упаковку подгузников, внутри провести выставку об уходе за младенцами династии Романовых, а на собранные деньги построить, например, площадку для детских военно-патриотических игр. Другое пространство для фантазии — политическая реклама, тут, конечно, первенство могут взять коммунисты, можно даже не строить огромного павильона, а просто выстроить из физкультурников аббревиатуру «СССР».
Депутат от компартии Сергей Обухов, не мудрствуя лукаво, заявил, что попросит правоохранительные органы разобраться с чемоданом.
В Общественной палате мыслят более стратегически. Председатель комиссии ОП по культуре Павел Пожигайло предложил принять специальный «Закон о сакральных местах». Только специальный акт парламента, уверен Пожигайло, сможет защитить в дальнейшем памятные исторические места от рекламы.
Пока так до конца и непонятно, кто разрешил строить на Красной площади чемодан. Управление делами президента, которое, вообще-то, отвечает за благоустройство Кремля, Александровского сада и Красной площади, довольно быстро отвергло какую-либо связь с чемоданом. «Ведомство не имеет никакого отношения к вопросу, связанному с установкой павильона Louis Vuitton на Красной площади», — заявил пресс-секретарь Управделами президента Виктор Хреков.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, в свою очередь, сообщил, что из Кремля не поступало распоряжения демонтировать чемодан, но при этом упрекнул устроителей выставки в отсутствии чувства меры.
Одновременно департамент СМИ и рекламы столицы сообщил, что рабочие уже начали разбирать сооружение. Администрации Парка Горького и ВВЦ уже изъявили желание принять выставку у себя на территории, так что бесхозным чудо-чемодан не останется.
Впрочем, если по правде, Красная площадь сегодня никак не может считаться сакральным местом, а напоминает, скорее, балаган. Ровно в центре расположен каток, рекламную цель существования которого даже не пытаются скрыть под видом благотворительности. Ближе к Москве-реке — какие-то палатки и карусель, которую сюда притащили зачем-то из Парка Горького.
Как-то само собой получилось, что Красная площадь, хоть и находится в центре Москвы, но, фактически, «изъята из оборота» города. Из-за многочисленных мероприятий государственного масштаба площадь постоянно перекрывается, так что москвичи во время прогулок уже даже не заглядывают на нее, боясь нарваться на ограждение и не очень вежливую полицию. Многие стыдятся радоваться и веселиться на Красной из того, что в сотне метров от них находится кладбище. Еще сто лет назад по Красной площади ходил трамвай и были планы построить под ней центральную станцию метрополитена. Сейчас любое предложение использовать ее не только для военных парадов и отстаивания очереди в Мавзолей натыкаются на хор голосов о том, что такой площадь видели солдаты в 1941, а значит наша священная обязанность оставить все как есть.
Если у создателей чемодана Louis Vuitton на Красной площади и наблюдаются проблемы с чувством меры, то не большие, чем у владельца «Чайханы №1», который весной воздвиг огромный шатер на Триумфальной площади, или у того, кто в свое время водрузил знак Mercedes-Benz на крышу Дома на набережной.