Государственная пропаганда по поводу Дня Победы включает в себя всю линейку инструментов — от прямой и косвенной рекламы до раздачи денег. Средства на нее тратятся немалые — миллиарды долларов ежегодно. Власть хорошо понимает, что победа в войне — одно из немногих доказательств ее легитимности.
Согласно социологическим опросам, День победы (или даже «День Великой Победы») сейчас чуть менее популярен у граждан нежели в 90-е годы, но стабильно удерживает второе место по популярности после Нового года. По данным «Левада-центра», праздновать его планирует 72 процента россиян (в 1995-м году — 82 процента).
Народная любовь активно поддерживается и направляется властными инициативами. По напряжению пропагандистской машины он, пожалуй, превосходит все прочие праздники в году. Госканалы (да и большинство прочих телеканалов)почти перманентно транслируют фильмы о войне. Государственные лидеры участвуют в массе мероприятий по поводу праздника. Проходит уже вошедшая в привычку акция «Георгиевская лента», которой разукрашивают свои сумки и автомобили жители российских городов. Особенно усердствуют в этом извозчики кавказской наружности.
Траты бюджетов разных уровней на национальную гордость подсчитать сложно. Организаторы «Георгиевской ленточки» (РИА «Новости») никаких цифр не раскрывают, но говорят, что акция реализуется не за государственный счет, а за счет спонсорских пожертвований. Правда, в прошлые годы одним из основных спонсоров акции выступала стопроцентная госкомпания — РЖД. В Петербурге, правда, как-то закладывали расходы на акцию с ленточками в городской бюджет . В 2008-2010 году цена вопроса была в 8-9 млн рублей.
Разумеется, центральным мероприятием празднований является не раздача ленточек, а парад на Красной площади. Его в прошлом году планировало смотреть почти 80 процентов россиян (больше, чем собиралось праздник отмечать).
Парад — дорогое удовольствие. Помимо собственно затрат на само действие имеется еще и повреждение асфальтового покрытия и брусчатки. С этого года за замену асфальта будет платить министерство обороны. В прошлом году ущерб оценивался в 70 млн рублей.
Мэрия Москвы тоже выделила средства — 5.5 млн на замену асфальта после прохода тяжелой техники. Еще 50 млн город потратит на разгон облаков. В целом городской казне парад, без учета остальных праздничных мероприятий, обойдется в 100 с небольшим миллионов рублей. На знамена, форму и прочие предпраздничные мероприятия по поводу парада государство в прошлом году потратило около 300 млн рублей. Общая стоимость парада в прошлом году составила около 1,2 млрд рублей.
На уборку квартир ветеранов и прочие патронажные услуги Москва потратит в этом году более ста миллионов рублей. Каждый столичный ветеран к празднику получит от 2 до 4 тысяч рублей. На круг выйдет 100 с лишним миллионов.
Прочие региональные бюджеты тратят поменьше, но тоже прилично. На разовую выплату ветеранам, например, в Свердловской области предусмотрено 100 млн рублей. Из бюджета Ростова ветеранам выделят на выплаты 13 млн рублей, приблизительно столько же потратит и областной бюджет.
Только 9-м мая отмечание Дня Победы не ограничивается. За время торжеств только в Москве на разных уровнях пройдет более полутысячи различных мероприятий, которые завершатся только 14 мая. Список обширен — от торжественных молебнов в церквях до фестиваля фильмов о войне и концерта духовной музыки «Победный Благовест» у Храма Христа Спасителя до фестиваля авторской песни, посвященного Окуджаве, и митинга-концерта канала «ТВ центр». Все эти мероприятия имеют различный пропагандистский эффект (некоторые и вовсе никакого эффекта, вероятно не оказывают), но они проводятся и чего-то стоят.
Траты по случаю победы в Великой Отечественной войне продолжаются весь год. За 2011 год ветеранские организации получат в виде господдержки 270 млн рублей. Сюда же можно записать выделение жилья для ветеранов. Ветераны должны были быть обеспечены жильем еще к маю 2010 года, но сроки все время сдвигаются и на ветеранское жилье в этом году заложено еще 11 млрд рублей из федерального бюджета. Инвалиды войны и проживающие с ними члены семей с этого года платят 50 процентов за услуги ЖКХ, цена вопроса для бюджетов — 32,6 млрд рублей. В Подмосковье власти освободили ветеранов от уплаты ЖКХ вовсе, добавив региональному бюджету 200 млн расходов.
На круг ежегодно память о победе в Великой Отечественной войне обходится, таким образом, в несколько миллиардов долларов, не считая «бесплатного» телеэфира. День Победы, таким образом, «пропах» не только порохом, но и большими бюджетными тратами.
Эти траты не следует относить на счет заботы государственных мужей о героях войны или же рассматривать как признак наличия совести у политиков — политика все-таки вещь имморальная. Пропаганда культа Победы является способом конституирования власти, ее легитимизации. При этом победа СССР в войне — наиболее удобный и понятный способ объяснить гражданам, что только совместная работа государства и населения могут решать мегазадачи. Поэтому государство ревностно оберегает память о войне, не пуская в мифологическое пространство вредные для себя мифы (с этой целью, например, была создана комиссия против фальсификации истории при президенте).
Миф о победе, как инструмент единения народа с властью, поддерживается и тиражируется государством. К тому же он является одним из немногих инструментов для воспитания нового «патриотического» поколения, каковая задача периодически ставится властями разных уровней.
Правда, имеются многочисленные претензии к качеству продукта. Пропагандистский по сути фильм «Мы из будущего» не ругал только ленивый. А на эти праздники в блогах активно ерничали по поводу столичной социальной рекламы со слоганами вроде «5 лет спать на сырой земле. Наши деды смогли – пробуй ты».
«В жизни народов иногда наступают периоды, когда древние нравы и обычаи разрушены, вера поколеблена, уважение к прошлому забыто, и в то же время просвещение еще не получило распространения, а политические права еще ограниченны и ненадежны. В такие моменты родина представляется людям как нечто смутное и неверное.. Что делать в таких случаях? Надо бы вернуться назад. Но как люди не могут вернуться к невинным радостям юности, так и народы не могут вновь обрести утраченные чувства своей молодости. », - писал в позапрошлом веке француз Алексис Токвиль. Правда, у Токвиля есть и иной тезис о патриотизме: «в наши дни нужно набраться мужества и сделать выбор между всеобщим патриотизмом и управлением меньшинства. Объединить же социальную силу и активность первого со спокойствием, которое порой приносит второе, невозможно». Актуальный для современной России тезис.
О войне и памяти "Полит.ру" публиковало статьи Бориса Долгина ("Человеческая правда о войне", "Борьба мимо фашизма"), Виталия Лейбина ("Победа и чудо выживания", "Зачем бороться за итоги Второй мировой?"), Натальи Конрадовой ("Все, что после 1945-го", "Конец войны"), Бориса Дубина ("Война: свидетельство и ответственность"), Льва Гудкова (""Память" о войне и массовая идентичность россиян"), Хельмута Кёнига ("Память о национал-социализме, Холокосте и Второй мировой войне в политическом сознании Федеративной Республики Германии"), работу школьников Тани Васильевой и Иры Лукашовой ("За строкой солдатского письма"), отрывки из военных дневников Георгия Никашкина ("Настроение бодрое - иду ко дну!") и др.