будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Страна

Цена обещаний

Цена обещаний
pu
Владимир Путин. Источник: пресс-служба правительства РФ

Экономисты подсчитали, во что обойдется бюджету одна только статья Путина в КП. Получилось минимум 5 триллионов за будущий президентский срок Путина. Стало быть, правительству придется выбирать между несколькими вариантами действий и оно, вероятно, выберет увеличение налогов. А это прямой путь к политическому кризису.

Всем понятно, что предвыборные обещания политиков в случае их исполнения ложатся бременем на бюджет страны. Это справедливо по отношению к любой стране — от США до стран черной Африки. Тем более интересно оценить, во что обойдется нам предвыборный раж, когда все претенденты на президентский пост наперебой предлагают не просто проекты по переустройству национальной экономики, а сплошь затратные проекты. Зачастую даже не подкрепленные вовсе никаким прогнозным повышением доходов.

Аналитики центра макроэкономических исследований Сбербанка попытались оценить, во что обойдется бюджету обещания наиболее перспективного кандидата в президенты страны Владимира Путина. Причем, посчитали специалисты только обещания, прямо заявленные в последней статье Путина в «Комсомольской правде». Ранее в статьях Путина также перечислялись необходимые, по мысли кандидата, и затратные, с точки зрения бюджета, вещи. Да и в последней статье далеко не все, что предложил действующий премьер, поддается оценке. Все эти «надо повысить, улучшить, возродить» не посчитаешь, пока нет конкретных программ.

Обсчитать аналитикам удалось всего 6 конкретных предложений из статьи Путина: повышение зарплат врачам, учителям, преподавателям вузов, специальные пособия по рождению детей, повышенные стипендии и жилье для ветеранов. В результате (с учетом поправок — ведь зарплата и так бы росла и без статьи Путина, по крайней мере на уровень инфляции) выяснилось, что повышение зарплат перечисленным категориям обойдется бюджету в 3,6 триллиона рублей за предстоящие семь лет. Пособия и стипендии — еще в полтора триллиона.

Итого: в одной статье Владимир Путин «выставил» бюджет на дополнительные траты в 5 триллионов на период своей вероятной будущей легислатуры.


Сумма не фатальная, но неприятная: порядка процента ВВП. Иные обязательства могут стоить дороже. «Ведомости», скажем, приводят оценку главного экономиста BNP Paribas Юлии Цепляевой, которая полагает, что обещания Путина могут стоить бюджету до 3 процентов ВВП.
Получается, что обещания премьера — только вполне конкретные и только те, что уже сегодня можно оценить, заставят правительство выбирать между несколькими неприятными, но очевидными альтернативными вариантами.

Либо будет увеличен долг государства, либо вырастут налоги, либо будут сокращены расходы по иным расходным статьям бюджета.


Разумеется, еще и имеется зависимость от нефтяной конъюнктуры. Цена нефти долларов в 150 позволит реализовать «считанные путинские обязательства» без каких-либо особых проблем. Однако сверхвысоких цен большинство аналитиков пока не ожидает. А вот при ценах ниже ста долларов за баррель уже придется выбирать.

Каждый из вариантов вообще не плох и не хорош — просто есть три разных инструмента. Однако с учетом бюрократических практик последних лет есть о чем тревожиться. Правительство в лице различных руководителей ведомств, прежде всего Минфина, заявляло о возможности увеличения госдолга до неких некритичных размеров, но пока на это не пошло. Да и вообще путинское правительство привыкло сокращать госдолг, ему психологически сложно (если вообще возможно) будет будет его наращивать.

Сокращение расходов государства также не имело пока прецедентов. Да, Владимир Путин пообещал в той же программной статье улучшение администрирования расходов на социалку. Однако весь предыдущий опыт его правления показывает, что улучшать администрирование для сокращения расходов правительство не умеет или боится. Та же монетизация льгот середины 2000-х идеологически заключалась, в числе прочего, как раз в сокращении расходов бюджета путем снижения расходов на неиспользуемые в реальности льготы. Закончилась монетизация, как известно, митингами пенсионеров и почти полным сворачиванием реформы.

А вот увеличение налогов — это понятный правительству и более-менее простой способ наполнения бюджета.


Только за предвыборную кампанию Владимир Путин пообещал выжать некие средства из госсектора (через усиление контроля за госкомпаниями), «разовый взнос за приватизацию» с частников и «налог на роскошь» для всех. Расти, несомненно, будут и акцизы, вероятно будет введен в некотором виде налог с недвижимости и так далее.

При том, что почти все перечисленные в программных выступлениях Путина налоги все-таки из области предвыборной риторики, роста налогов бизнесу и зарабатывающим гражданам стоит всерьез опасаться. Пенсионный фонд у нас дефицитный, наполняемость бюджета всецело зависит от цен на энергоносители — если что, недостающие средства, даже без учета предвыборных обязательств придется откуда-то брать. А с учетом масштабных программ в оборонке увеличение налогов и вовсе выглядит неизбежным. Меж тем не стоит забывать — на дворе если и не вторая волна кризиса, то уж точно не фаза роста. И продлится все это великолепие с большой вероятностью ближайшие лет пять, как минимум.

Фокус в том, что в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры повышение налогов без увеличения эффективности работы госаппарата может в одночасье поставить перед правительством совсем уже нетривиальную задачу. Речь вполне может пойти не об «сохранении стабильности в национальной экономике», а о сохранении страны. Придется либо демонстрировать чудеса изворотливости и политические фигуры высшего пилотажа, либо риск серьезных политических кризисов вырастает в разы. Перманентный правительственный кризис с постоянными отставками кабинетов министров или взбунтовавшаяся Госдума в этих обстоятельствах уже не вяглядят совсем уж невероятными сценариями.

Или например, сегодня на улицы Москвы выходят десятки тысяч протестующих «рассерженных горожан». Кратное увеличение налоговой нагрузки на бизнес и падение доходов среднеобеспеченных граждан может вытолкнуть на улицы крупных городов уже сотни тысяч человек. Тогда оправдать собственные экономические ошибки и созданную своими силами неэффективную бюрократию происками Госдепартамента США объяснить будет точно невозможно.
Впрочем. Путин может и не выполнять предвыборных обещаний. Уж точно не выполнять тех, где «надо улучшить» без указания цифр.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).