С 1 апреля начался очередной военный призыв. Кто-то хочет служить родине, а кто-то мечтает о «белом билете». Как оказалось, получить его хотя и не просто, но вполне реально. И главное даже не деньги, а знания и правильная стратегия.
О проблеме военного призыва задумываются часто непосредственно перед ним. Особенно, когда отсрочка сгорает неожиданно, например, при исключении из университета. И первый вопрос, который возникает у многих, реально ли побегать от военкомата. Из бесед с разными людьми, прошедшими через подобное, корреспондент «Полит.ру» выяснил, что реально. Главное все-таки действовать, немного опережая военных.
«Сразу после исключения я выехал из студенческого общежития, и никому не сказал, где буду жить. Мне потом ребята рассказывали, что за мной приходили, но никто им ничего не сказал», – рассказывает один из успешно избежавших военную службу. Бывают случаи, когда представители правоохранительных органов прямо отлавливают призывников на улицах, проверяя паспорт, но все-таки под такое попадают немногие.
Система военкоматов сильно бюрократизирована, и это их слабость. Всем известна история, как дело призывника потеряли, потому что подложили его под ножку шкафа, чтобы тот не шатался, а потом и вовсе забыли. «Полит.ру» не знает, насколько правдива эта история, но аналогичные слышали. Например, одному юному призывнику еще в школе повестка не приходила, он заволновался и сам пошел: «Пошел в военкомат по той простой причине, что без справки оттуда не брали в вуз. Оказалось, что я даже не был на учете в этом военкомате. Сказали, как хорошо, что я к ним сам пришел. Думаю, связано с тем, что до 6 лет жил в другом месте». Есть и история, как в советское время, кто-то умудрился сам, придя в комиссариат по повестке, спрятать свое дело за шкаф, когда работники этой структуры куда-то отошли.
Сейчас, конечно, все сложнее, но то, что, военнообязанный может затеряться, особенно если поехал учиться или жить в другой город, это факт. Есть опасность стать официальным «уклонистом», но в реальности попасть под статью 328 УК РФ («Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы») не так просто.
Об этом рассказала корреспонденту «Полит.ру» глава Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова: «200 тысяч уклоняющихся – это ерунда. Им является только тот, кто прошел всю процедуру, не оспорил ее в суде или вышестоящей призывной комиссии и не явился в день отправки. У меня был такой случай в 2010 году впервые за 5 лет. Там парень поступал в аспирантуру, прошел все процедуры, а потом до поступления решил отсидеться. Но и там дело закрыли, кто-то видно позвонил... Это очень редко бывает. Чаще мы встречаемся с тем, что военкомы пытаются подать в прокуратуру жалобу, что призывник не является, но там их отсылают далеко и надолго».
Собеседник «Полит.ру» также считает, что избегать военкомата вообще не стоит, а лучше заранее подготовить все документы и идти туда готовым защищать свои права: «Зачем бегать? Я все это слышу с 1989 года. Это все ерунда. Надо подготовить заявление, документы и вступать в боевой контакт. Если не поймут, то надо идти в суд. Зачем бегать-то? Это неправильные штампы, которые за 24 года уже потеряли смысл. Не надо тянуть. У нас технологии, которые выработали миллионы родителей призывников и комитеты солдатских матерей. Ты собираешь свои основания для отсрочки и освобождения, составляешь заявление, в приемный день приходишь, отдаешь под расписку. Ты даешь информацию: у меня такая ситуация, меня должны освободить или дать отсрочку. Не вынесли правильное решение - подаем в суд. Госпошлина составляет 200 рублей. Не надо сидеть и ждать, когда за тобой придут».
В любом случае, пока призывник просто бегает, он себя в безопасности чувствовать не может. Военный билет, хоть какой-то, по жизни нужен всем (без него, например, порой и на работу не устроиться, и загранпаспорт не получить).
Как же его добиться? Все знают, что «военник» можно где-то купить, но вопрос в том, к кому обратиться, и сколько он сейчас стоит. Идти прямо в военкомат с таким вопросом многим не хочется. Ни один из опрошенных «Полит.ру», так не делал. В основном все в начале разговаривали со знакомыми военными, представителями других силовых ведомств или людьми, «которые решают вопросы», как туманно сказал один из собеседников корреспондента «Полит.ру». Один молодой человек помог получить отсрочку по здоровью своим друзьям через военную кафедру, на которой он обучался в своем ВУЗе. Там ему и объяснили, как за 150 тысяч можно получить «белый билет». Схема, по подтверждениям его друзей, сработала: «Главный врач направил на обследование в больницу. Нашли слабые стороны здоровья. У меня давление было, у кого-то желудок… вот так вкратце…».
Это был 2004 год, и цена вопроса была 150 тысяч рублей. Сейчас тарифы поднялись (инфляция, кризис и т.д.), говорят, что стоимость билета варьируется в зависимости от различных военкоматов от 180 до 220 тысяч рублей. Можно попытаться договориться и о более дешевых вариантах, таких, как альтернативная служба…
Помимо прямого контакта с военкоматом, можно действовать и через различные фирмы, которые занимаются помощью призывникам и свободно предлагают свои услуги по медицинскому освидетельствованию и юридической помощи в интернете («Антиризыв.ру», «Призывник»). Они часто предлагают и отсрочку получить, и в «свою» аспирантуру» устроить, и по здоровью негодность оформить.
Вот история одного обратившегося в подобную контору: «Я вспомнил, что видел на каком-то сайте рекламу адвокатской конторы. Пришел на их официальный сайт, посмотрел список услуг, узнал адрес и поехал сдаваться. В конторе меня встретил адвокат, провел со мной беседу, спрашивал: сколько повесток пришло, давно приходил ли, где живу сейчас. Потом отправил на беглый осмотр врача, который спросил у меня, чем я болею, что я могу предоставить в качестве хоть сколько-нибудь тянущего на болезнь из «списка, по которому в армию не берут». Я оказался чересчур здоров, и адвокат выкатил мне сумму в 160 тысяч рублей, которая для меня была более чем приличной, но в целом подъемной. За эти деньги мне пообещали «полное сопровождение по всем инстанциям» и «гарантию получения билета». Я подписал предварительное соглашение. Я сразу спросил, а как мне теперь: скрываться или нет? На что адвокат ответил: «с завтрашнего дня – вы же уже подписали соглашение – военкомат будет считать, что у вас отсрочка». Как они это сделали, я не знаю. Но повестки не приходили больше. Через пару дней я пришел к врачу, он мне рассказал, что мне надо пойти и засветиться в психдиспансере («косить» решили по слабой психической болезни). Я пошел туда, меня там послушали, дали направление в местную больницу. Дальше я один пришел на медкомиссию в военкомат – добровольно. Всех прошел, а у психиатра задержался. Рассказал ей, что у меня такая вот болезнь, что мне в диспансере таблеток дали, что направили в больницу. Врач меня послушала, сказала, что больница не аффилирована с военкоматом и выписала в связанную с ними (военкоматом) больницу номер 14 на 10-дневное обследование. Я пришел к врачу, он рассказал, что и как делать в больнице... Через день меня положили на обследование. Никаких таблеток не давали, водили только на анализы (кровь, моча, давление, кардиограмма) раза четыре за все время, каждый день мерили на ночь давление и температуру. И три раза я беседовал с главврачом отделения. Ну и сдавал ему тест на психические отклонения. В последний день меня привели к главврачу, она меня опросила, просмотрев мою карту, чувствую ли я себя лучше. Я сказал, что не уверен. Она что-то написала в моей карте и сказала «эти документы мы отправим в военкомат лично, вы можете идти домой». Я пошел домой, на следующий день поехал к адвокату. Он сказал: «дальше я сам буду от тебя ходить, мне нужна доверенность». Я выписал ему доверенность на все документы и до конца призыва он раза три, как потом рассказал, ходил в военкомат. Позвонил мне через два месяца, сказал, что я не годен. «В августе заберешь военный билет». В августе я пришел и действительно забрал его».
Тут надо сказать, что есть слухи, что такие фирмы помогают не всегда. В интернете ходят истории и о неудачах в помощи военнообязанным, когда и медицинские исследовании не помогли. Да и получается все это в итоге недешево (около тех же 200 тысяч рублей). Не стоит очаровываться невысокими цифрами, указанными на сайтах. Но с другой стороны большинство таких организаций предоставляют возможность оплаты их услуг в рассрочку.
Валентина Мельникова довольно критично отзывается о подобных конторах и считает, что они ничем собственно не помогают: «Эти фирмы – жулики. Часто они делятся с военкоматом деньгами, достаточно законных оснований для отсрочки не набирают. А ведь может случиться прокурорская проверка. У нас был такой случай в одном регионе: в результате проверки проверили документы, документы оказались липовые, билеты отобрали, и началось все снова. И за что они берут деньги? Они берут 200 тысяч, а человеку нужно ну максимум тысяч пятнадцать... С представителями практически каждой из этих организаций я в свое время разговаривала. Я говорила: «не надо обманывать людей». Они отвечали: «мы с ними ходим». А зачем с людьми ходить? Надо его правильно проинструктировать, помочь написать заявление. Никто за человека пройти процедуру призыва не может. Как никто не может лечь на стол, чтобы за него сделали операцию».
Собеседник «Полит.ру» также сообщила, что «Союз комитетов солдатских матерей» всегда готов помочь проконсультировать всех призывников и их родителей, чтобы они сами смогли найти законные основания для освобождения от службы в армии. По ее словам, самое главное – это собрать весь пакет документов, написать заявление на имя военного комиссара, где описать все основания для негодности к военной службе, приложить полагающиеся документы, и отдать под расписку, чтобы их нельзя было просто выбросить. Если все-таки окажешься годен после всех процедур, то надо идти в суд.
«У нас в январе все военные билеты получили, кто обращался в Москве и Московской области. Когда система видит, что ты не дурак и понимаешь, что происходит, она сдается. Она намного слабее, чем была в советское время», – заключила Мельникова.