Чтобы остановить растущие цены на хлеб, государство приняло решение о проведении зерновых интервенций. И сегодня начались первые торги в рамках государственных товарных интервенций на рынке зерна. Как сообщает РИА “Новости”, из интервенционного фонда продано 39715 тонн зерна из 1600 тысяч тонн. В биржевых торгах принимали участие представители северо-западного региона, завтра к ним подключатся и другие регионы.
Государственные торговые интервенции, по планам правительства, позволят снизить стоимость хлеба на 25% и выйти в конечном итоге, по словам министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, на "щадящие цены". Кроме того, интервенции "смогут оживить и рынок зерна, снизив на него цены примерно на 10%".
Кроме того, сегодня администрация Санкт-Петербурга договорилась с основными хлебопекарными предприятиями и торговыми организациями города о “замораживании” цен на основные виды хлебобулочных изделий: ржаной формовой хлеб, хлеб ржано-пшеничный "Дарницкий", нарезной батон 1 сорта. Соглашение предусматривает, что основные сетевые и торговые фирмы города будут продавать эти три вида хлебобулочных изделий по ныне существующим ценам. Предполагается, что эти цены сохранятся до нового урожая.
По мнению экспертов, рост цен на хлеб обусловлен дефицитом зерна: в 2003 году урожай был хуже предыдущего, кроме того, в начале года 5 миллионов тонн зерна ушло на экспорт. Однако специалист по сельскому хозяйству Института экономики переходного периода Ирина Храмова считает, что на самом деле никакого дефицита зерна в стране нет, а продолжающийся с марта прошлого года рост цен – явление вполне закономерное, потому что их слишком долго сдерживали. “В какой-то момент цены должны были скакнуть, но в 2001 и 2002 годах урожаи были хорошие, вот они и держались на низком уровне. А в 2003 году на 20 миллионов тонн зерна мы собрали меньше, да еще начале года 5 миллионов тонн зерна вывезли. Якобы создалась дефицитная ситуация. Однако это не так: производство хлеба в последние 10 лет неуклонно снижается, потому что падает на него спрос. А цены выросли из-за больших накруток, в некоторых местах они доходят до 50%”. Также Храмова считает, что специально “замораживать” цены на хлеб не нужно, рынок сам справится.
Однако все эксперты сходятся в том, что какие-то инструменты госрегулирования зернового рынка нужны для поддержки как производителей, так и потребителей. Одним из наиболее оптимальных механизмов являются интервенции (закупка государством зерна в случае низких цен, вброс его на рынок в случае высоких). Причем механизм интервенций должен включаться автоматически.
Ирина Храмова считает, что для эффективной работы интервенций необходимо “во-первых, производить постоянный ценовой мониторинг. А во-вторых, государство должно принять решение, что оно финансирует интервенции. Соответственно, должен быть разработан порядок проведения интервенций, чтобы механизм включался автоматически”.
Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут видит основную проблему во взаимоотношениях государства с другими игроками на зерновом рынке в неопределенности государственной позиции. “Наше постоянное требование заключается в том, чтобы государство определило эти механизмы один раз, чтобы рынок знал, что государство такой механизм применяет. И чтобы эти механизмы включались автоматически. Потому что вопрос интервенции Минсельхоз поднял два-три месяца назад, а началось все только сейчас. Не должно быть такого разрыва во времени”.
Генеральный директор Института конъюнктуры аграрных рынков Дмитрий Рылько опасается того, что сегодняшние торги плохо повлияют на рынок и принесут лишь краткосрочный результат: “То, что происходит сегодня, очень плохо влияет на рынок, потому что зерно продается по заведомо сниженным ценам. Конечно, это делается для того, чтобы как-то остановить рост цен на хлеб, вызванный дефицитом, однако поможет эта мера только на очень недолгий срок”.
Рылько - так же, как и другие эксперты - считает отсутствие осознанной позиции государства: “Оно шарахается из стороны в сторону от одной мере к другой, существует чудовищная несогласованность в действиях различных ведомств, принятие решений затягивается, до сих пор не разработана внятная законодательная база. Например, сегодняшние торги нужно было проводить намного раньше”.