Представьте себе, читатель, что вас останавливают и штрафуют за неправильный переход улицы. Обидно, конечно, - тем более, что справа и слева народ туды-сюды шныряет совершенно безнаказанно, а инспектор с жезлом строчит квитанцию и ничего не замечает. Ладно, вырвавшись из объятий ОРУДа, вы вскакиваете в подъехавший троллейбус, предъявляете билет - но не тут-то было! Бабка-контролёр со сладострастием, медленно рвёт ваш проездной документ в клочки. Рванувшись из салона, вы ныряете в вестибюль метро, прямиком к турникету... но движение вашей карточки на него не действует. Красный глаз по-прежнему горит, а зелёный - не зажигается. Меж тем, от стеклянных дверей к вам идут двое, он - с полосатой палкой, и она - пощёлкивая щипцами-компостером. И только тут становится ясно, что дело гораздо серьёзнее...
Паранойя? Отнюдь нет!
Сегодня, 14 ноября, в Нижнем Новгороде должно состояться судебное заседание по иску областного Управления юстиции о ликвидации Общества российско-чеченской дружбы.
Я не собираюсь особенно обсуждать здесь по существу эту организацию или её деятельность - ни хвалить, ни хулить, ни вообще. Пока что граждане России имеют право создавать общественные объединения. Разумеется, они должны соблюдать при этом российское законодательство - уголовное, гражданское, налоговое.
Так вот, в Нижнем Новгороде претензии к этой организации предъявлены по всем позициям: die erste Kolonne marshirt, die zweite Kolonne marshirt, die dritte Kolonne marshirt...
Оставим пока в стороне первый из трёх сюжетов - преследование уголовное. Экспертиза, ставшая одним из оснований для возбуждения уголовного дела, доступна читателю. Документ этот заслуживает отдельного подробного рассмотрения. На мой взгляд, "тема не раскрыта", но прокуратура и ФСБ придерживаются иного мнения. 16 ноября в 10 часов Советский районный суд Нижнего Новгорода должен начать рассмотрение уголовного дела по обвинению исполнительного директора ОРЧД Станислава Дмитриевского в возбуждении расовой, национальной и социальной вражды.
*****
Вернёмся к сегодняшнему сюжету, к die zweite Kolonne - иску регистрирующего органа. В чём дело? Поводов может быть масса: не провели очередное собрание, не представили отчёт о деятельности, мало ли что... Общественная организация должна действовать в соответствии с уставом, а устав должен соответствовать законодательству. Короче, формальности.
На самом деле, всё вполне содержательно. Изложенная в СМИ позиция правоохранительных органов состоит в том, что деятельность ОРЧД наносит вред конституционному строю РФ и не соответствует целям, заявленным в учредительных документах, поданных для регистрации организации в органы юстиции.
В чём же состоит этот вред? Оказывается, во-первых, в самом названии противопоставляются Россия и Чечня как два равнозначных субъекта международного права, находящихся в состоянии конфликта. Тем самым, во-вторых, подчеркивается разность интересов российского и чеченского народов.
Здрасьте-приехали! Тут всё телевидение - от бесконечных сериалов про спецназ и криминальной хроники с непременным указанием "лиц кавказской национальности" до камланий бесноватых политкомментаторов - говорит про эту "разность". Это, оказывается, можно. В предвыборной Москве маршируют тысячи бритоголовых, к власти рвутся "начальники очистки". Пока что прокуратура глубокомысленно выжидает - это, видать, тоже можно. А вот со словом "дружба", значит, нельзя - это "противопоставление".
То есть претензии к организации по линии регистрации - того же сорта, что и к руководителю, по делу уголовному: публикуемое в газете "Право-Защита" размещалось затем и на сайтах сепаратистов, и в российских средствах массовой информации, а тем самым оказывалась "существенная информационная поддержка чеченским бандформированиям".
Со ссылкой на "высокопоставленный источник в правоохранительных органах" также сообщается, что в создании Общества российско-чеченской дружбы в Нижнем Новгороде отсутствует какой-либо практический смысл, так как численность чеченской диаспоры на территории Нижегородской области ничтожно мала - менее 200 человек.
Ну да! А заодно скажите мне: какой смысл учить английский в Москве, ведь это же не Англия? То, что ОРЧД - организация межрегиональная, а с появлением Интернета весь мир стал "большой деревней", правоохранители в расчёт не принимают.
Ну и, наконец, "по данным правоохранительных органов, финансирование ОРЧД осуществляется из-за рубежа организациями, связанными со спецслужбами, средний размер одного гранта - 25 тысяч долларов, и, таким образом, члены данной организации просто "отрабатывают" свою зарплату от западных заказчиков и действуют, в конечном счете, в их интересах".
Где-то я об этом слышал. Про руку, которая кормит и которую поэтому нельзя кусать... Кто об этом говорил? Пережитки палеолита в сознании чекистов, которые, как верно замечено, "бывшими не бывают, как сенбернар - порода - не бывает бывшей".
Ну да ладно, не в этом дело. Главное - то, что фабула двух судебных процессов, ОРЧД и Станислава Дмитриевского, почему-то совпадает. Случайность?
*****
Перейдём к die dritte Kolonne, тем более, что в тот же день, 16 ноября, когда начнут судить Дмитриевского, Арбитражный суд Нижегородской области продолжит рассмотрение иска ОРЧД к Налоговой инспекции Нижегородского района.
Так вот, недавно Общество получило из облуправления налоговой службы ответ на ранее поданную жалобу. В жалобе, поданной в порядке статьи 139 Налогового кодекса вышестоящему налоговому органу, ОРЧД предлагало отменить решение районной инспекции о взыскании с целевых поступлений организации налога на прибыль.
Здесь необходимо небольшое отступление.
Статья 251 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налогом на прибыль не облагаются гранты, направленные на финансирование программ в области образования, искусства, культуры и охраны окружающей среды - и всё. А остальные - облагаются. Эта идиотская во многих отношениях статья уже отменена и, более того, никогда на практике не действовала.
А если бы применялась, по миру пошли бы все неправительственные организации, причём начиная с организаций околоправительственных. Наши доблестные политтехнологи ведь тоже щедро кормились от грантов западных фондов. В свою очередь, слетавшиеся на Москву грантодятелы были рады подкормить приближённых к Старой площади экспертов, подтверждая тем самым лояльность нынешним российским властям.
А к нижегородцам применили именно эту 251-ю статью. И насчитали за 2002-2004 годы налогов и пеней на миллион с хвостиком рублей...
Может, налоговики сделали это по собственной инициативе? Наверное, в них прорезалось служебное рвение? По словам Дмитриевского, "долгое время налоговики всех уверяли, что их действия в отношении ОРЧД - обычная плановая налоговая проверка, что их интересует только соблюдение налогового законодательства и никакой политической подоплеки в их действиях нет".
Ну так вот, в ответе в ОРЧД заместитель руководителя Управления федеральной налоговой службы по Нижегородской области Наталья Мамыкина оставила жалобу без удовлетворения. А мотивировала это решение, среди прочего, тем, что ОРЧД в своей газете публиковало обращения Масхадова и Закаева. Согласно Мамыкиной, эти публикации противоречат Уставу ОРЧД, а также статье 2 Федерального закона - какого именно, не сказано. Далее указано, что "на основании пункта 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной и религиозной розни", - из чего сделан вывод: поступившие в рамках благотворительной деятельности средства организация использовала не по назначению, поэтому "они включаются в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль".
То есть тут была отнюдь не "обычная плановая налоговая проверка соблюдения налогового законодательства", а всё то же самое...
*****
Получилась, как видим, система "Dolby Surround" - "окружили и долбят"...
Все три колонны не только идут в один пункт "Б", но также все вышли из пункта "А". Из ведомства, где в следственном отделе работает старший следователь по особо важным делам, подполковник юстиции Р. Н. Путанов - то есть, из Управления ФСБ по Нижегородской области. Именно он назначил 18 января 2005 года экспертизы, отголоски которых (вместе с доступной читателям “Полит.ру” экспертизой госпожи Хохлышевой) мы слышим в заявлениях всех трёх служб - следствия, юстиции, налоговиков.
Так что, "если Вы не страдаете паранойей, это ещё не значит, что они за Вами не следят"...
Зачем всё это?
Шестьдесят с чем-то лет назад в какой-нибудь Норвегии немецкие вояки деловито занимались фортификацией на предмет отражения британского десанта. Десанта, по их утверждениям, весьма вероятного - тому подтверждением были многочисленные донесения. И копали вовсю. Главной целью этой активности было - чтобы верховное командование ни в коем случае не перебросило их на Восточный фронт...
Нижегородцы из ОРЧД - неформалы "первой волны", такими были, такими и остались. На их митинги собираются даже не десятки, а единицы. Газета "Право-Защита" - типичный перестроечный самиздат восьмидесятых, похожий на демсоюзовское "Свободное слово".
Так в чём их опасность?
Имеется в виду опасность не общественная, - организация и издание, на мой взгляд, полезны по замыслу, но, мягко говоря, не дотягивают по исполнению - а опасность для власти? Для той самой власти, что шесть (или одиннадцать) лет ведёт войну в Чечне и весьма опасается антивоенного движения. К моему глубокому сожалению, таковое движение в России скорее отсутствует. И ОРЧД не в состоянии это вакантное место заполнить.
Так что могучий, тремя колоннами наезд на него более похож на съедание чижика щедринским "медведем на воеводстве".
Насколько мне известно, Общество российско-чеченской дружбы не занималось импортом алкоголя и сигарет. Не получало оно и квоты на экспорт нефти. Ну, и так далее. Вряд ли именно Станислав Дмитриевский виноват в невыплате зарплат бюджетникам, как нам говорили о Ходорковском. Да и у того, как нам доходчиво объяснили чиновники и пропагандисты, главная проблема состояла не в налоговых нарушениях, действительных или мнимых, а в том, что в политику некстати полез...
Деятельность ОРЧД может нравиться, а может и не нравиться нашим согражданам - лицам ли частным, служилым ли людям. Что ж, кому - поп, кому - попадья, а кому - попова дочка. Но должно уважать право граждан на объединение. Я в этот клуб не хожу, но я его и не закрываю! Регистрационное и налоговое ведомства, равно как и прокуратура, должны заниматься своим делом, а не быть чьим-то инструментом. В "нижегородском деле" даже невооружённым глазом заметны "торчащие уши" спецслужб.
Я понимаю, что в Нижнем нет ни столичной политической жизни, ни толп иностранцев, ни, слава те Господи, террористического подполья. А рыцари плаща и кинжала, наоборот, есть, и бороться им с кем-то или с чем-то надо. Иначе сократят. Или подсидят. Или, того хуже, отправят туда, где работа есть. Ведь по всему Кавказу - от Махачкалы и до Черкесска - есть чем заняться. Работы - оперативной ли, следственной - хоть отбавляй. Вот по Беслану следственная бригада явно испытывала недостаток в квалифицированных кадрах. Я не знаю, чего опасаются господа бывшие товарищи, - безработицы, более прытких коллег или дурного кавказского климата - но, как видим, борются они с тем, что есть на месте.
А есть ОРЧД и Дмитриевский. Ими и занимаются.