будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Страна

Церковь вне политики, политика вне Церкви

Церковь вне политики, политика вне Церкви
amenn
Иллюстрация: Сергей Елкин

Граждане доверяют церкви почти также, как и Путину. Однако они не хотят, чтобы Церковь лезла в политику, а власть была религиозной. Меж тем опыт последних лет демонстрирует, что церковные и светские власти действуют в абсолютно обратной логике. Это плохо и для власти, и для Церкви, и для страны вообще.

Многочисленные и широко обсуждающиеся скандалы вокруг Русской православной церкви, помимо прочих — частью крайне неприятных — моментов, дают еще и представление о том, что же такое Церковь в глазах той массы граждан, которые причисляют себя к православным.

Граждан этих очень много: по данным социологов порядка двух третей от всех россиян, а то и больше. Именно к ним обращена всяческая полемика по «делу Pussy Riot» и иные споры о «квартире и часах». Вопрос, впрочем, стоит ставить более широко. Какое место в жизни россиян вообще занимает Церковь? Если смотреть на рейтинги доверия общественным институтам, то выясняется, что церкви россияне доверяют едва ли не больше всего. Согласно прошлогодним данным «Левада-центра», церковь и религиозные организации занимали в рейтинге доверия третье место, после президента и премьера.

Причем на фоне проявившейся в прошлом году отрицательной динамики рейтингов доверия первых лиц (за год уровень доверия президента и премьера упал с 67 до 50 и 52 процентов соответственно) уровень доверия к церкви был относительно стабилен и сравнялся с тандемократами, составив 49 процентов. Годом ранее он составлял 55 процентов, за год до того — 50.

Однако о желаемой роли церкви в жизни мирян это мало что говорит. Зато результаты апрельского опроса той же социологической службы дают новую пищу для размышлений по этому поводу. Опрос, естественно, был посвящен как раз «панк-феминисткам», их акции и их аресту, но самое интересное не в них. А в той динамике, которая прослеживается в ответах граждан на вопросы о взаимоотношениях церкви и государства.

Итак: в 2005 году 16 процентов граждан определенно выступали за то, что церковь должна влиять на принятие государственных решений, а еще 26 полагали, что «скорее должна». Противной точки зрения («определенно не должна» и «скорее не должна») придерживались в общей сложности 51 процент. Но уже в 2007 году результат был иным: доля желающих участия церкви в политике (в смысле принятия государственных решений — это же политика) сократилась до 29 процентов против 42 двумя годами ранее, противников этого стало уже более 60 процентов.  С тех пор картина радикально не изменилась: в 2012 году число противников участия церкви в делах государства стало уже 65 процентов, число сторонников незначительно сократилось до 26 процентов.

Еще одним важным обстоятельством, которое зафиксировали социологи, стал ровно обратный процесс. Спрос на «религиозность» политиков сократился в тот же период ровно таким же образом. Число считающих, что власть в той или иной степени должна руководствоваться религиозными убеждениями, сократилось с 43 процентов в 2005 году до 29 и 28 процентов в 2007 и 2012 годах. Доля противников такой точки зрения возросла с 46 процентов (2005 год) до 58 (2007 год) и 56 (2012 год).  А вот отношение к религии за этот же период у опрошенных практически не изменилось. Стало быть, мы имеем дело не с секуляризацией или напротив клерикализацией общества, а именно с изменением отношения граждан к паре «Церковь-государство».

Это — реальный, а не искусственный запрос граждан. Они не хотят участия церкви в политике и устали от политиков в храме.

И это при том, что власти (как церковные, так и мирские) ровно в тот же период демонстрировали приверженность ровно к обратному (см. На пути к расколу). Уже в последние годы патриаршества Алексия Второго становилась все заметнее тяга РПЦ к политическим играм и участию в актуальных процессах. «Сейчас, как и 400 лет тому назад от нас вновь требуют, чтобы мы не "вмешивались в дела мирския". Нам говорят: не лезьте в общество со своей верой, со своей этикой, со своей культурой. Нам предлагают замкнуться в себе, якобы предостерегая от "обмирщения"... Каким должен быть ответ? Пример Патриарха Гермогена оставляет нам единственно возможный выбор. Этот выбор — гражданское действие, которого мы не должны избегать и бояться», — это актуальная позиция патриарха Кирилла.

Церковь де-факто добилась допуска к двум важнейшим общественным институтам, финансируемым государством и до того почти на сто процентов свободным от религиозной составляющей: это школа и армия. Это, разумеется, не вполне «политика» в глазах граждан (хотя это, конечно, именно она), но даже это свидетельствовало об усилившейся роли Церкви именно в генерации государственных решений.

Светские правители и прочие примкнувшие чиновники с госменеджерами с не меньшей прытью демонстрировали к месту и не к месту собственную воцерковленность.

Здесь можно долго поминать восстановления храмов, квазизаконную реституцию церковной собственности («квази» - потому как никакой иной реституции государство почему-то не допускает) и прочий налет как бы православия вплоть до обязательного ритуала посещения богослужений тандемократами и ежегодную трансляцию схождения Благодатного огня на ТВ.

Нельзя при этом сказать, что россияне в этом масштабном властном  церковном проекте участия не принимают — еще как принимают. Пояс Пресвятой Богородицы, чьи гастроли устраивал Фонд Андрея Первозванного под руководством главы РЖД, помимо чиновной публики собрал и более трех миллионов «простых россиян» по всей России.

Но здесь, как кажется, и кроется объяснение. Граждане почитают политику за нечто не вполне достойное и не хотят, чтобы Церковь маралась. Ровно как и не хотят, чтобы госчиновники лезли своими не очень чистыми руками с сферу сакрального.

Это — запрос на моральный идеал, на нравственную чистоту Церкви.

И то, что иерархи действуют и рассуждают в абсолютно противоположной логике — очень печально и тревожно. Когда протоиерей Всеволод Чаплин рассуждает о «партии православных» (см. Партия Чаплина - сила православная), он мыслит в категории политического. А паства от него хочет, чтобы он был более сосредоточен на делах духовных. И когда патриарх Кирилл открытым текстом агитирует за Путина перед выборами, он тоже идет поперек мнения населения. Для иерархов в таких обстоятельствах велик риск утраты доверия, которое неизбежно отразится и на доверии к Церкви вообще. Гражданам нужен эталон морали, а не филиал «Единой России» или министерство по духовности. Для страны в целом такая Церковь тоже важна — при отсутствии других негосударственных структур или механизмов-дублеров в «вертикально-интегрированной» госмашине.

Церковь в этом смысле выполняет функцию места, куда можно пойти, когда идти больше некуда. Потому и пояс Богородицы собрал три с хвостиком миллиона граждан, сутками стоявших в очередях ради одного прикосновения. Если православное начальство этого не понимает, то плохо может быть не только ему, но и всем нам.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).