будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Страна

Церковный либерализм Всеволода Чаплина

Церковный либерализм Всеволода Чаплина
chaplin_1
Всеволод Чаплин. Источник: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ

Всеволод Чаплин предложил гражданам самим отчислять свои доходы в пользу Церкви — смелая инициатива. Поскольку в корне меняет культуру отношения к Церкви, и даже саму Церковь. Экономисты то же предлагают сделать с налогами. Но в такой системе падает роль федеральной власти и власти на это не идут.

Склонный к эпатажным заявлениям вроде бы от имени Русской православной церкви протоиерей Всеволод Чаплин вновь выступил с месседжем, который при желании можно записать по разряду «Церковь жаждет навязать обществу свою волю». А именно: в эфире шоу "Минаев Live" он предложил гражданам, ощущающим себя православными, отчислять в пользу Церкви десятую часть своих доходов. По выражению отца Всеволода. «нести финансовую ответственность» «за свой храм, за своего священника, свою Церковь». Что, в свою очередь, избавит священство от необходимости бегать и побираться «по офисам крупных компаний».

Солидарная ответственность — вещь, строго говоря, недурственная, тем более когда она является делом добровольным. Пожертвований «на храм всем миром» если и хватает, то только в крупных городах, в иных местах священники буквально вынуждены обращаться к тем, у кого есть средства на восстановление, строительство и поддержание храмов. Иными словами: к местным властям, которые могут оказать давление на бизнес, или к бизнесу напрямую. Личная финановая ответственность верующего в этом плане избавила бы Церковь от излишнего общения и, соответственно, некоей формы зависимости от местных властей и бизнеса.

И позволила бы, с одной стороны, обрести свободу от властной вертикали, а с другой вовлекла бы миллионы людей в процессы решения пусть и преимущественно хозяйственных, но вопросов Церкви. Что повысило бы степень прозрачности церковных дел и ответственность священства перед паствой.

Другое дело, что имеется риск введения «добровольно-принудительной» практики: те же представители «православного бизнеса» будут материально и нематериально стимулировать работников платить некую часть дохода церкви (в лучшем случае получится профанация из числа обычных профанаций от власти — и так жертвуемые деньги будут записываться по статье «от благодарных граждан»).

Риск превращения добровольных пожертвований в «церковные партвзносы» или «налог на церковь» должен быть Церкви противен.

Конечно, Всеволоду Чаплину приятно ныне представление о «православной партии» (см. Партия Чаплина — сила православная), но превращение этого метафизического конструкта во вполне реальную «православную КПСС» вряд ли прибавит Церкви авторитета, скорее уж ровно наоборот.

Ситуация с налогом на церковь куда страннее. Откуда у отца Всеволода вдруг взялась «десятая часть доходов» в его речи — сказать сложно, но очевидны ассоциации с церковной десятиной из учебника истории. Только вот фокус в том, что история эта — это история Средних веков Западной Европы и католической церкви, но никак не Средневековой Соборной Руси и церкви правсолавной. Нет, у нас тоже была десятина, но как уверяют историки православной церкви она не взималась систематически и — самое главное — она никогда не взималась с населения. Известная из тех же учебников истории Десятинная церковь (первая каменная церковь в Киевской Руси) была построена на десятую часть княжеских (!) доходов. Поборов и даней или, говоря современно, государственных налогов.

Культура жертвования в России качественно иная — в структуре доходов Церкви большее место всегда занимают государственные пожертвования и деньги «частного бизнеса».

Не значит, что эта практика не может меняться, но до сего дня такого не было и в этом смысле предложение Всеволода Чаплина — несомненная новация и в известном смысле «низкопоклонство перед Западом». Когда нынешний патриарх еще только претендовал на трон, многие упрекали его в экуменизме. Так вот введение католической десятины — это в некотором смысле он самый и есть.

Хотя возможно, что перед нами своего рода церковный либерализм. Ведь отец Всеволод призывает верующих осознать персональную, а не групповую ответственность перед церковью. Система перераспределения средств в пользу конкретного храма или благочиния сейчас напоминает государственную. Патриархат получает некий доход и распределяет его по важнейшим с его точки зрения направлениям. Остальные храмы в результате тотально недофинансируются. Фактически отец Всеволод предложил перестать использовать централизованную систему сбора средств и перейти к большей свободе от патриархии приходов. Верующие ведь будут жертвовать не на РПЦ вообще, а на свой конкретный храм лично им знакомому священнику.

То же самое предлагали не раз сделать с налоговой системой разного толка экономисты.

Когда человек платит налоги не опосредованно через работодателя, а собственно «из своих кровных», он гораздо лучше мотивирован за использованием средств следить. К этому давно призывает в частности известный экономист Александр Аузан, приблизительно об этом говорят авторы Стратегии 2020, такого рода эксперименты ставил в Кировской области губернатор Никита Белых. У последнего, кстати, главы муниципалитетов чуть ли увольнялись, устав отвечать на бесконечные распросы населения о трате средств.

Если Всеволод Чаплин представил бы, как предложенная им система будет работать, он вероятнее всего не спешил бы с такого рода призывами. Поскольку роль патриархии в системе «конкретный верующий — конкретная церковь» объективно снижается. Вере станет только лучше, спору нет. А вот церковной бюрократии сомнительно. Эдак можно и до выборности клира мирянами доэскпериментироваться.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).