Тема перехода школьников с бумажных на электронные учебники широко освещается в СМИ в связи с последними заявлениями представителей Министерства просвещения России по этому поводу.
О том, что к декабрю 202 года школьные учебники по 11 предметам должны будут стать электронными, в конце июня 2018 года сообщило информационное агентство РБК, ссылавшееся на рабочую версию паспорта проекта «Цифровая школа», с которой ему удалось ознакомиться. Документ, в частности, предусматривал, что заболевшие школьники благодаря таким электронным учебникам могли бы участвовать в уроке из дома, если они не тяжело больны.
Однако 3 июля министр просвещения Ольга Васильева пояснила, что школах не произойдет полной замены бумажных учебников на цифровые, и детей не перестанут учить писать. В ее заявлении, опубликованном сайте ведомства, в частности, говорится: «В библиотеке цифровой школы обязательно будут бумажные книги, которые можно подержать в руках, полистать, посмотреть, почитать. И тут же цифровая часть библиотеки, где в компьютерах все собрано в «цифре».
В то же время министр подчеркнула, что главной целью привнесения цифровых технологий в школу является обеспечение безопасности, которая будет контролироваться через систему видеоидентификации.
О проблемах цифровизации средней школы, перехода с бумажных учебников на электронные и обеспечения условий для обучения с «Полит.ру» побеседовала Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС. По ее оценке, переводить бумажные учебники в электронный вид нужно, однако решить эту задачу непросто и требует довольно долгого времени, так что бумажным учебникам исчезновение еще не грозит.
«Идея о том, что учебники перестанут быть бумажными, а все сделаются электронными, нуждается в уточнении. Есть просто перевод существующих бумажных учебников в цифровую форму (так, как сейчас переводят книги в цифровую форму с тем, чтобы их можно было скачать и читать в электронном виде). Это один подход. Электронную книгу можно сделать не вредной для глаз; плюс благодаря этому дети смогут носить все учебники в одной небольшой электронной книжке, что намного удобнее и избавляет от необходимости таскать тяжести.
Есть иной подход, когда создается принципиально новый цифровой учебник. Этот учебник является интерактивным: когда ребенок выполняет какой-то задание, учебник (специальная программа) оценивает его действия, и если полученные результаты недостаточно хороши, то учебник предлагает ребенку аналогичное задание. До тех пор, пока ребенок не выполнит такую работу на должном уровне, учебник от него не отстает.
То есть речь идет о совершенно другом типе учебника — специальной компьютерной программе, которая позволяет ребенку обучаться в интерактивном режиме по тем предметам, по которым ему нужно. Предметы могут быть любыми, вплоть до того, что ребенка таким образом можно учить рисовать.
Если речь идет о таком типе учебников, то для перехода на них нужна огромная и очень дорогостоящая работа. Потому что таких учебников еще практически нет.
Когда учителя выкладывают в открытый доступ свои наработки или уроки, это совсем не то — это просто "говорящая голова". Точно также детей можно было бы посадить перед телевизором. Правда, в свое время было доказано, что такого рода обучение не очень эффективно. А если речь идет не о "говорящих головах" и не о том, чтобы просто запихнуть в электронную книжку бумажный учебник, который уже существует, а о том, чтобы создать принципиально новый тип учебников, то, скорее всего, эта задача будет решена еще очень и очень нескоро.
Потому что такие учебники надо разработать, такие программы надо написать, надо учесть физиологические и психологические особенности ребенка. Это в самом деле огромная работа, и, с одной стороны, она очень-очень непростая, а с другой стороны, она, как уже было сказано, действительно очень дорогая. Поэтому пока, на мой взгляд, бумажным учебникам особо ничего не грозит.
Ну, в крайнем случае все учебники сведут в одну электронную книгу, чтобы дети не таскали тяжести, а носили один только планшет или одну электронную книгу. Это, по моему мнению, вполне рационально. Но беда будет, если это и назовут цифровизацией образования.
То, что учебники и первого, и второго типа надо начинать делать, и то, что дети охотно занимаются такими задачами, я убедилась воочию. Детям нравятся игровые задачи в интернете: например, им может предлагаться разрисовать снеговика, ответив на определенные вопросы. Если они отвечают правильно, то у снеговика на экране появляются, глаза-угольки, нос-морковка, шапка или шарф. Для ребенка это интересно; вопросы разные, и пока ребенку не надоест, он в эту игру играет. Давать подобные задания для младших школьников в игровой форме — тоже нужная деятельность.
Но для того, чтобы все эти цифровые усовершенствования работали, придется серьезно оснащать школы хорошим интернетом. К тому же нужно, чтобы в сети были необходимые ресурсы. Кроме того, нужно, чтобы в самой школе были соответствующие условия для таких занятий. Все эти вопросы должны решаться в комплексе, и, в общем, эта задача сейчас и поставлена. Но поставлена она пока еще не очень четко, поэтому и присутствуют те разночтения, которых пишут СМИ», — сказала Татьяна Клячко.