В воскресенье родственники опознали все тела своих близких, погибших при крушении в Самаре Ту-134 авиакомпании Utair. Сегодня все тела можно будет за счет авиакомпании отправить к месту назначения, выбранному родственниками. «Два цинковых гроба самолетом будут доставлены в Белгород, два – в Сургут. Один погибший будет захоронен в Самаре. Еще одного погибшего родственники автотранспортом доставят в Саратовскую область», – сообщили РИА «Новости» в самарском представительстве Utair. Расходы на похороны авиакомпания также берет на себя. Кроме того, компания решила увеличить сумму компенсации семьям погибших со 100 тыс. рублей до $75 тыс.
Напомним, самолет авиакомпании Utair рейса Сургут–Самара–Белгород в субботу утром совершил при сильном тумане так называемую жесткую посадку в Самаре. Не долетев 400 метров до посадочной полосы, самолет ударился о землю. Самолет проехал по полю около полукилометра. При ударе фюзеляж развалился, вспыхнул огонь.
На борту находилось 57 человек, включая 5 детей и 7 членов экипажа. Погибли шесть человек. Все они сидели на 11-м ряду, по которому прошла линия разлома фюзеляжа, или рядом с ним. Еще 27 с ушибами и переломами, в том числе члены экипажа, были госпитализированы. К утру понедельника в больницах города оставались 23 человека. По оценке врачей, их жизни ничто не угрожает, а некоторые уже готовятся к выписке. Дольше всего на больничных койках придется пробыть тем, кто получил тяжелые черепно-мозговые травмы, переломы конечностей и позвоночника.
По предварительной версии Генпрокуратуры, причиной трагедии стали ошибки экипажа. Самарская облпрокуратура возбудила уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Однако окончательные выводы о причинах трагедии предстоит сделать Межгосударственному авиационному комитету (МАК), куда на расшифровку отправлены «черные ящики» разбившегося самолета. Как заявил глава комиссии по расследованию причин происшествия Борис Король, на их обработку уйдет не меньше двух дней.
Пилоты говорят, что отказов техники в ходе последнего полета и перед посадкой не наблюдалось, но был очень сильный туман, из-за которого не была видна земля. В UTair также утверждают, что самолет был исправным до столкновения с землей и что наиболее вероятная причина аварии – резкое ухудшение погодных условий на завершающей стадии посадки. В то же время некоторые пострадавшие говорят, что перед приземлением на борту возникли неполадки.
Таким образом, следствию предстоит выяснить, как экипаж пользовался приборами, по которым осуществляется посадка, и как эти приборы работали.
Эксперты, участвующие в расследовании, пока склонны винить экипаж. «Посадка за 400 метров до взлетно-посадочной полосы и справа от нее на 150-200 метров может свидетельствовать о том, что на борту самолета отказали сразу все пилотажно-навигационные приборы, что практически исключено, или что экипаж самолета, совершая посадку, вообще не смотрел на приборы»,– сказал «Коммерсанту» один из летчиков.
Стоит отметить, что неделю назад МАК обнародовал ежегодный отчет о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации. Согласно документу, в 2006 году в России в авиакатастрофах погибли 318 пассажиров, больше, чем за десять предыдущих лет гражданских авиаперевозок. Рекордную смертность пассажиров эксперты МАК связывают с понизившимся уровнем квалификации летного состава авиакомпаний. Впрочем, специалисты признают, что авариям способствовала и устаревшая техника.
Так, разбившийся Ту-134 был запущен в серию еще в 1967 году. В феврале этого года министр транспорта Игорь Левитин объявил, что эта машина, как и Ту-154, «морально устарела». Оба эти типа самолетов в ближайшие пять лет должны быть выведены из парка авиакомпаний, заявил министр.
ОАО «Авиакомпания Ютэйр» создано 1 октября 2002 года путем переименования ОАО «Авиакомпания «Тюменьавиатранс» (основано в 1991 году на базе тюменского управления гражданской авиации). На 1 марта 2007 года парк авиакомпании состоял из 133 самолетов и 177 вертолетов. Компания владеет и управляет аэропортом федерального значения в Ноябрьске и пятью аэропортами регионального значения в Иркутской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. С 1991 года UTair принимает участие в транспортном обеспечении миротворческих миссий ООН. В настоящее время 54 вертолета компании работают в Африке. UTair входит в пятерку крупнейших авиакомпаний России по объему пассажироперевозок. Выручка за 9 месяцев 2006 года составила 11,869 млрд рублей, чистая прибыль – 325 млн рублей. Акции компании торгуются на РТС и ММВБ, капитализация на 16 марта 2007 года – $259,744 млн. Генеральный директор – Андрей Мартиросов, председатель совета директоров – Владислав Нестеров.