В туристической отрасли России наблюдается кризис, и он расширяется, утверждают СМИ . Они ссылаются на финансовые проблемы у ряда известных туроператоров с долгой историей. Эксперт комментирует ситуацию.
Как отмечает газета «Коммерсантъ», вскоре после того, как стало известно о проблемах у «Натали турс», закрывшей чартерные перевозки из-за убытков, о приостановке работы заговорил Карен Гончаров, владелец DSBW Tours, компании-туроператора с очень большим стажем.
О своем решении Гончаров написал на собственной странице в социальной сети Facebook. При этом он указал, что по его расчетам суммы, на которую компания страховала свои клиентов, хватит на компенсацию стоимости не оказанных услуг. Речь идет о 100 млн рублей, на которые DSBW Tours страховали СК «Инвестстрах» и СК «Орбита».
Опрошенные газеты эксперты высказали мнение, что с трудностями на фоне падения спроса на организованные туристические поездки в июня сталкиваются в первую очередь небольшие компании, не выдерживающие конкуренции с крупными игроками.
О том, что происходит с двумя известными российскими туроператорами и в целом в отрасли, а также о том, влияет ли на ситуацию развитие самостоятельного туризма, при котором население не пользуется услугами туроператоров, с «Полит.ру» поговорила Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. По ее словам, с ситуация с «Натали турс» и DSBW Tours связанная с частными проблемами самих операторов, но не состоянием туристической отрасли в целом.
«Прежде всего, хочется подчеркнуть: то, что произошло с компаниями «Натали турс» и DSBW, вызвано проблемами конкретных компаний, а не отрасли. Безусловно, объективные факторы, действующие на рынке, как-то: сложный сезон, колебания курса рубля, снижение платежеспособности населения — так или иначе оказали влияние на эти компании и сыграли роль в принятом ими решений. Но это, что называется, — "вишенка на торте".
Кризис конкретно в этих компаниях начался еще три года назад. И, видимо, меры, которые они принимали по выходу из него, оказались недостаточно эффективными. Пришлось принимать более радикальные решения. При этом хочу подчеркнуть: если в случае с DSBW мы говорим о приостановке деятельности (практически — о закрытии компании), то в случае с «Натали турс» об этом речи не идет.
«Натали турс» некоторое время назад объявила о проведении резкой и довольно жесткой оптимизации. И это объявление (я подчеркиваю: именно объявление, а не сама оптимизация) привело к тому, что забеспокоились зарубежные партнеры компании. Оно сыграло роль «камешка, стронувшего лавину» для отдельно взятой компании: партнеры начали просить у нее выплатить недоплаченные за предыдущие годы средства.
Компания, судя по всему, уходить с рынка не собирается. Во всяком случае, мы делаем такой вывод на данный момент. Она намерена выруливать из этого пике: обещает вернуть деньги тем туристам, которые повторно оплатили размещение или билеты. То есть, она явно собирается остаться на рынке, локализовать кризисную ситуацию и продолжить работать. Для компании сейчас важно не потерять репутацию — вот что видят наблюдатели и эксперты рынка.
Кризис в «Натали турс», безусловно, есть. Это кризис компании с известнейшим брендом; однако как оператор она не очень крупная. Отправка 20 тысяч человек за год — это смешно. Самый мелкий из крупных туроператоров в год отправляют 300 тысяч. А в случае с DSBW мы вообще говорим, если не ошибаюсь, об одной или двух тысячах человек. Это совершенно несерьезные показатели.
Да, эти компании сейчас не сходит со страниц СМИ, потому что им, прежде всего, много лет (в свое время «Натали турс» вообще гремела как одна из немногих компаний, которая могла себе позволить рекламу на телевидении, когда этого еще никто не делал). Но то, что в них происходит, — это не симптом происходящего в отрасли, это симптом происходящего только с этими компаниями.
Что касается развития самостоятельного туризма, то никакого влияния на ситуацию с туроператорами оно не оказывает. Рассматривать самостоятельное бронирование как серьезную угрозу для крупных туристических компаний невозможно.
Самостоятельные туристы, как правило, ездят по нишевым направлениям — те в принципе не слишком дешевы, и у самостоятельных туристов есть возможность оптимизировать свои расходы, выбрав бюджетный перевозку, например, со стыковкой нескольких рейсов и так далее. Но продукт, который в результате делает для себя самостоятельный турист, не является конкурирующим продуктом для туроператора.
В конце мая в Мадриде был большой workshop; там присутствовали около 130 операторов из 23 стран. Россия впервые была приглашена на это международное мероприятие, и Ассоциация туроператоров России представляла там российский рынок. И, разговаривая с туроператорами из разных стран, я спрашивала: «Насколько вам угрожает рост онлайн-бронирования и вообще самостоятельного туризма?» Поскольку развитие самостоятельного туризма в Европе, например, происходит активнее, чем в России.
Я разговаривала об этом не только с европейскими туроператорами, но и с австралийскими, и с китайскими, и с канадскими. И все они говорили, что не видят такой угрозы. А ведь это были даже не массовые операторы! Объясняли они свое мнение так: «Мы же с людьми работаем, обслуживаем их, о них заботимся. Так что они нам доверяют, а главное — у нас другой продукт, не тот, что у самостоятельных путешественников».
Безусловно, доля самостоятельных путешественников год от года растет. Это общемировой тренд, и Россия в него абсолютно вписывается. Но прямой угрозы влияния этого фактора на туристические потоки, на объемы работы туроператоров мы пока не видим», — сказала Майя Ломидзе.