будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Страна
Бегтин Иван

У первых лиц государства нет информации о том, что происходит с госзаказами

Если кто-то полагает, что судебная власть в нашей стране во всех случаях слушает власть исполнительную, то это большое заблуждение и то, что касается последних событий вокруг уже нашумевшей темы «с латиницей в госзакупках» - не последнее тому подтверждение. Сейчас блогосфера и СМИ активно обсуждают одно из решений арбитражных судов по латинице http://kad.arbitr.ru/?id=D3467417-0DFC-43B7-8EE0-FEF32C526333, которое я недавно, совершенно не ожидая такой реакции, разместил у себя в блоге.

Однако рассмотрим ситуацию подробно.

С чего всё начиналось

В июне 2009 года я разместил в своём блоге для начала один пример, а потом еще несколько, когда в названиях госзакупок присутствовали латинские буквы, схожие с русскими по написанию. И, несмотря на то, что я приводил это лишь как очередной "забавный пример" того, что происходит в сфере госзакупок, эта тема имела резонанс - её обсуждали блоггеры, об этом писали СМИ, а увенчалось всё разговором Медведева с Шуваловым http://blog.kremlin.ru/post/24 8 июля 2009 года с главной идеей "найти и наказать виновных". Чем собственно и занималась федеральная антимонопольная служба, выписывая штрафы госзаказчикам за латиницу, начиная с первых публикаций в СМИ в июне.

Казалось бы справедливость восторжествовала, зло побеждено и можно радоваться?  А причём же здесь того решение суда? Чтобы разобраться в этом, разберём решение суда, а далее заглянем в эту проблему чуть глубже.

Арбитражная практика по латинице

Когда только-только ФАС принялся штрафовать государственных заказчиков, многие из них восприняли стоически и сразу же согласились платить штраф, но многие - это ещё не все. Важно помнить, что в области государственного заказа - антимопольная служба - это отнюдь не последняя инстанция. Есть ещё и арбитражный суд, в котором ряд государственных заказчиков обжаловал предписания ФАС России и обжаловал вполне успешно.

К примеру абитражный суда Московской области по заявлению арбитражного суда Мурманской области (http://kad.arbitr.ru/?id=D3467417-0DFC-43B7-8EE0-FEF32C526333) рассмотрел дело и принял сторону Мурманского арбитражного суда.

В документе решения чётко написано:

«Поскольку ФАС России не представил доказательств, что внесение латинской буквы <> в слово поставка являлось не следствием технической ошибки, как пояснил представитель заявителя, а было направлено на ограничение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, суд приходит к выводу, что нарушение части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ в действиях Арбитражного суда Мурманской области отсутствует».

А также важно обратить внимание на окончательное решение:

«В соответствии с абзацем третьим пункта 3.28 Регламента заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комиссии».

«Поскольку Инспекция внеплановые проверки осуществляет в соответствии с тем же Регламентом, следует признать, что решение было принято при отсутствии правомочий, т.к. на заседании присутствовало 6 членов Инспекции из 12, а заседание Инспекции правомочно согласно Регламенту, если присутствует более половины ее членов (6+1)».

«Представитель ФАС России факт нарушения Регламента при принятии решения от 23.06.2009 по делу No.П-52/09 не отрицал».

«При таких обстоятельствах, решение ФАС России от 23.06.2009 по делу No.П-52/09 не соответствует приведенным выше требованиям законов и иных нормативных правовых актов и нарушает права и законные интересы заказчика - Арбитражного суда Мурманской области в сфере, регулируемой Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ. Поэтому в силу статьи 201 АПК РФ суд признает оспариваемое решение недействительным».

Именно это решение суда так активно сейчас обсуждают и именно его, лично я считаю правильным, потому как из документа мы можем узнать:

1. Инспекция ФАС России приняла решение с нарушением собственного регламента.

2. Существенных доказательств нарушения представители ФАС не предоставили. Я склонен считать это их неподготовленностью

3. В 94-ФЗ нигде не упомянуто как быть в случаях, которые касаются разделения судебной власти и исполнительной. Что также отражено в решении суда: «В то же время, доводы заявителя о том, что проведение в отношении Арбитражного суда Мурманской области внеплановой проверки нарушает конституционный принцип разделения властей и прав арбитражного суда как органа государственной власти (судебной власти), по существу сводятся к указанию на имеющее место, по мнению заявителя, несоответствие Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ Конституции Российской Федерации».

Будем надеяться, что Конституционный суд ещё рассмотрит 94-ФЗ на соответствие принципам разделения властей, однако сейчас и в этом случае – арбитражный суд несомненно прав, а вот позиция ФАС России -  не столь очевидно правильная, как могло бы показаться.

И чтобы разобраться в этом заглянем в проблему "латиницы в госзаказе" глубже.

Латиница или не-информативность

Когда в июле месяце президент указал, что с латиницей в госзакупках будут бороться, признаться, меня это не так уж обрадовало.  Ведь это показало, что объективной картины того, что происходит в сфере госзаказа, нет даже у первых лиц государства, а если бы эта картина была, то речь шла бы не о латинице, а о «не-информативности» извещений о государственных заказах, а также о недоступности информации о новых размещённых торгах для потенциальных поставщиков.

Латиница в госзакупках - это, по сути, подкласс вида нарушений, цель которых сокрыть информацию от интересующихся и ещё не факт, что латиница - это самый эффективный способ. У недобросовестных заказчиков есть выбор из многих инструментов. Рассмотрим некоторые, самые популярные.

Итак, какие способы скрыть информацию от поставщиков есть кроме латиницы:

1. "Опечатки"

Представитель заказчика может опечатываться в ключевых словах - вместо одних русских букв, указывая другие, или «пропускать» буквы. Таким образом, можно делать заказы на "пставку" как это сделано здесь http://zakupki.gov.ru/Notification.aspx?PurchaseId=312887 или здесь http://zakupki.gov.ru/Notification.aspx?PurchaseId=252230.

Поставлять "мсо говдины" как написано здесь http://zakupki.gov.ru/Notification.aspx?PurchaseId=286214 или же закупать "кортофель" http://zakupki.gov.ru/Notification.aspx?PurchaseId=491472 для нужд спецконтингента.

2. "Малая информативность"

Если же заказчик любит русский язык и не желает марать его опечатками у него есть ещё один очень действенный способ – неинформативное описание заказа.

Разумеется, и здесь нельзя сказать что заказчик применяет это специально, однако эффект от него не хуже, чем от латиницы. Например, "аукцион 28-200910"
http://zakupki.gov.ru/Notification.aspx?PurchaseId=536207 или запрос котировок "9 ЗК"
http://zakupki.gov.ru/Notification.aspx?PurchaseId=36543

3. "Согласно конкурсной документации"

А если есть желание сделать всё по-русски и информативно, то достаточно в предмете закупки указать "согласно конкурсной документации", "согласно плану работ" или "согласно условиям". В качестве примера стоит взглянуть на это извещение
http://zakupki.gov.ru/Notification.aspx?PurchaseId=705818

4. По коду ОКДП

И, случай информативности  - не для всех. Можно разместить заказ, вместо текста с описанием, сославшись на код ОКДП в названии, например, вот так "Выполнение работ по коду ОКДП 7420000 и по коду ОКДП 4540000"
http://zakupki.gov.ru/Notification.aspx?PurchaseId=718878 

Итого есть не менее 4-х дополнительных способов (кроме латиницы) которыми потенциально недобросовестный заказчик может воспользоваться, чтобы скрыть информацию о своих торгах от нежелательных для себя поставщиков и которые (способы) точно усложняют поиск заказов.

Не будем забывать также, что «злонамеренность»  использования этих способов – тоже ещё надо доказать. Доказать будет очень непросто, будьте уверены, поскольку ряд случаев действительно могут быть случайными (да, да, не все чиновники в нашей стране поголовно грамотны и не опечатываются) да и пример решения арбитражного суда мы уже рассматривали - ФАС надо будет доказать преднамеренность искажений и невозможность поиска информации. А смогут ли они это сделать во всех случаях? Или хотя бы в большинстве? Сомневаюсь.

Как резюме, латиница - это лишь частный и, вполне возможно, не самый популярный способ искажения информации при размещении госзаказов. Но раз президент сказал "наказать", следуют наказания, наказания заказчиков, но не попытки разобраться и решить эту проблему раз и навсегда.

Есть ли решения?

А решения есть, решения очень простые и вполне эффективные. Я перечислю если не все, то наиболее ключевые:

1. Премодерация и разделение ответственности при размещении государственных заказов

Это самый простой и наиболее действенный способ из давно существующих в некоторых регионах нашей страны. Прежде чем закупка публикуется на официальном сайте или на электронной торговой площадке - она обязательно должна пройти модерацию оператором сайта. Если оператор находит, что описание закупки неинформативно - он обязан либо уведомить об этом представителя заказчика, либо исправить самостоятельно, при этом в «истории изменения»- этот факт должен быть отражён равно как и то  - с какого текста на какой оператор поменял название.

Если и после действий оператора название предмета закупки содержит нарушения или же малоинформативно, то компания, работодатель оператора, несёт ответственность наравне с представителем заказчика. Её наказывают, например, штрафуют.

2. Эффективная рубрикация и навигация

Когда мы говорим про искажение текста в название закупки, то очень важно не забывать, что поиск по тексту - это отнюдь не самый верный способ поиска новых заказов. Правильный же способ - это когда поставщику не нужно проверять все комбинации ключевых слов, а достаточно время от времени открывать страницы нескольких рубрик на портале.

Например, таким образом устроен портал государственных закупок республики Казахстан -  http://goszakup.gov.kz/app/index.php/ru/publictrade/index

Что же препятствует введению обязательной рубрикации на официальных сайтах закупок? Несовершенство классификаторов товаров, работ и услуг; отсутствие нормативной базы и  воля контролирующих органов к изменению текущей ситуации.

3. Полное машиночитаемое раскрытие

И, наконец, возможно самое радикальное, но действенное решение. Обязать операторов портала раскрывать информацию о новых торгах в машиночитаемой форме, так чтобы любой желающий мог бы получать информацию о закупках в виде специальных файлов, пригодных для машинной обработки.

Что это даст? Это даст возможность привлечь практически неограниченное число число поставщиков к торгам, поскольку информация будет транслироваться на коммерческих и некоммерческих ресурсах.

А также это даст возможность для ФАС привлекать граждан к поиску потенциально коррупционных заказов.

Машиночитаемое раскрытие информации - это, в принципе, краеугольный камень прозрачности государства. И тема сайта http://www.opengovdata.ru который я веду уже почти год.

Конечно, все вышеперечисленное не отменяет необходимость разрабатывать методику оценки информативности извещения о торгах, не отменяет и необходимости оценивать существующие сайты закупок и электронных торговых площадок на предмет их доступности, информативности и пригодности для поиска. Но я не припомню, чтобы эти работы проводились, а если и проводились, то разве не контролирующие органы должны быть заинтересованы в их публичности?

Что дальше?

Я не сомневаюсь что это не последний эпизод в этой истории, поскольку сейчас подход ФАС России к не-информативности информации о заказах неполон и не-технологичен и ведёт к явному тупику - вместо предотвращения нежелательных случаев, он всего лишь переводит её в судебное русло с непредсказуемым результатом  - неизвестно какую позицию займут арбитражные суды.

И до тех пор, пока специалисты этого ведомства не поймут, что в современном мире не штрафы, а технологии способны обеспечить конкурентность и прозрачность государственного заказа - ничего не изменится, а мой личный кредит доверия к ФАС России останется очень невысоким.

Приложение

Для полноты картины приведу ещё несколько решений арбитражных судов:

http://kad.arbitr.ru/?id=F8BBEF09-910F-4456-B8C6-09A0CB8D9697  - жалоба от ГОУ ВПО «Вятский государственный университет»об отмене решения ФАС по латинице. Суд принял сторону ФАС.

http://kad.arbitr.ru/?id=2F5E934D-72C5-4089-B95C-12B3ED3F8EA7  - решение по делу иска Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» к ФАС России

http://kad.arbitr.ru/?id=436C1660-778E-4B2D-93CF-FE93762CCD95  - постановление кассационной инстанции по иску Росимущества за отмену решения ФАС России. Суд принял сторону Росимущества и отправил дело на повторное рассмотрение.

Самый интересный иск, это конечно, Росимущества и то, как же суд определяет, есть латиница в госзакупках или нет, и он вполне тянет на то, чтобы посвятить ему отдельную статью.

Бегтин Иван
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).