Думая о том, как облегчить участьтрудовых мигрантов в России, с неизбежностью выходишь на тему образования. В условиях, когда миграционныйрежим России совершенствуется и давно уже не такой людоедский, как в некоторыхбывших советских республиках, правильно было бы сосредоточиться на образованиисамих мигрантов, ведь совершенствование их профессиональных и жизненных навыковс неизбежностью изменило бы судьбы этого нового пролетариата.
От уровня квалификации (при всехравных) напрямую зависит уровень дохода трудового мигранта. Здесь все понятно.К тому же российское правительство, не так давно выделив группувысокопрофессиональной рабочей силы, дала ей невиданные ранее преференциитрудоустройства (86-ФЗ, май 2010 г.).
Рабочая сила стран Центральной Азии(а именно она дает основную долю трудовой миграции в РФ), увы, к таковой неотносится, и в ближайшие годы относиться не будет. Здесь, в лучшем случае, речьидет не о простых, но крепких квалификациях, а в основном омалоквалифицированной и неквалифицированной рабочей силе. И для такой силы жизненныенавыки – знание языка, умение пользоваться разнообразными средствами связи иденежными переводами, понимание особенностей принимающего сообщества, умениевести себя в экстремальных ситуациях и, в частности, в ситуации произволаправоохранительных органов – становятся важнейшими в определении эффективностиих пребывания в странах временного труда.
Поездка по центрально-азиатскимстранам-донорам миграции в эти тревожные дни июня навела автора на известноеленинское определение ситуации, которое весьма точно описывает сложившеесяположение дел – низы не хотят, верхи не могут!
Низы не хотят учиться. Причин тому несколько.
Во-первых, качество образования невыдерживает никакой критики. У людей (а речь идет о людях самых бедных, какправило, сельских районов) возникает естественное отвращение к образованию иместам учебы. Ведь им нагло подсовывают фуфло в образовательной обертке.
Во-вторых, полученное образование,в большинстве случаев, никак не определяет судьбу человека в собственной стране.Решение о том, будет у тебя карьера или нет (а значит достаток и уважениеобщины), связано с положением твоей семьи и рода в системе властных отношений.И только.
В-третьих, дополнительный годобучения добавляет к доходам жалких 4 процента (по расчетам экспертаС.Олимовой). Это не оправдывает никаких вложений в образование.
Поэтому среднеазиатские республикипрактически обречены вновь и вновь выбрасывать на российский рынок труданеквалифицированную, малоподготовленную рабочую силу. Которой, к тому же, сучетом демографических тенденций, становится все больше и больше.
Хорошо зная это, непрестанно сталкиваясьс многочисленными трагедиями неподготовленных и заброшенных на далекий рыноктруда людей, власти отделываются общими разговорами или косметическими мерами. Этонапоминает первый год Великой Отечественной, когда, раздав винтовки, одну надвоих-троих, необстрелянных гражданских лиц бросали на отборные дивизииВермахта. Мораль в обоих случаях одна и та же.
Призыв к получению мигрантамидополнительных жизненных, в т.ч. языковых навыков абсолютно оправдан. Ведьшироко известно, что уровень и бесстыдство поборов в России обратнопропорционален уровню знания жертвой русского языка.
В рамках проводимых исследованийбыли зафиксированы факты, когда московская милиция – гопота-гопотой, иначе нескажешь – при отсутствии денежных средств отбирала у гастарбайтера палкуколбасы или снимала новые кроссовки.
В целом это выглядит так: чеммигрант лучше знает русский язык, чем больше у него опыта пересечения границы(а все это и есть жизненные навыки, которые необходимо целенаправленнопрививать), тем защищенней он себя чувствует. Другими словами, чем увереннеймигрант держится, зная язык, нравы, правила игры и подводные камни страныпребывания, тем реже и тем меньше он платит в изощренно выстроенной системепоборов. Системе, получившей остроумно-циничное название «стрижки овец».
Поэтому дорогие трудовые мигранты, будьтебдительны! Учите русский – не платите ментам!
А что же в верхах? Верхи не могут себе позволить открытовзять курс на экспорт рабочей силы. Причин тому несколько. Им, видите ли,стыдно. Больше, конечно, боязно, но и стыдно. Боязно потому, что трудовыемигранты – это потенциальный ресурс всякой оппозиционной силы. Это люди пофакту мобильные, по необходимости здоровые, как правило, с деньгами инаполненные гордостью, что не смотря ни на что их, деньги, заработали. Значитсмогли. Значит сильны.
Эти люди куда большенеподконтрольны властям, чем их оседлые односельчане. Они уже знают какустроена жизнь в других краях. Они смотрят не только местное телевидение. Оничастично избавлены от массовых мифов страны исхода. Поэтому верхи их боятся. Каждогопо отдельности – нет. Но если кто-то начнет с ними работать, образовывать,начнет учить задумываться и рассуждать…
И еще верхам стыдно. Стыдно, потомучто «народ нас не поймет, как это мы ему скажем, что в стране взят курс натрудовую миграцию»?! Действительно, за взятый курс пришлось бы нести хотькакую-то персональную ответственность!
Взятый курс многое бы позволилрешить. Жесткий однозначный посыл сверху в авторитарной системе хотя бы отчастисмог бы развернуть бюрократический класс навстречу нуждам трудящихся.
Власти не могут позволить себе признатьпублично, что трудовая миграция – это не случайность, это не только завтра, этовсерьез и надолго. Что это не вывих истории и не временное, тактическоерешение. Что это – стратегия развития в современном мире любой страны, чейэкономический рост заведомо будет отставать от демографического прироста ижизненных потребностей граждан.
Налицо широко распространеннаястранная болезнь, по сути, фобия. Автору неоднократно в разных странах, отФилиппин до Таджикистана, приходилось задавать вопрос: «Ну, разве экспортрабочей силы – не более почетный труд, чем экспорт углеводородов?! Разве добычаи транспортировка нефти и газа сложнее процесса массовой подготовки среднеквалифицированногорабочего класса?!». А дальше уговаривать и подбадривать: «Перестаньте трусить!Перестаньте стесняться! Гордитесь! Вы поставляете на рынки мира квалификации икомпетенции, которые просто крепятся на конкретных людей».
Не слышат. Согласно кивают, но неслышат.
Трудно им это услышать.
Поэтому завершу текст публичным обращениемк сильным мира, сильным третьего мира.
Уважаемые тираны! Если вам стыдно (а ведь есть за что!), топризнайте трудовую миграцию личным вызовом и начните править!
Проявите волю и дайте своим гражданамдостойное образование! Причем не просто знание абстрактных ответов на общиевопросы, а востребованные рынками квалификационные профили!
Пополните арсенал жизненных навыковваших граждан, чтобы они могли бороться за себя в непростой ситуациитрансграничных перемещений и международного найма!
Бейтесь за условия труда ваших гражданв странах-реципиентах, за их безопасность и благополучие! Настаивайте насоблюдении прав человека, ведя переговоры с богатыми странами-реципиентами,нуждающимися в рабочей силе ваших стран!
Трудитесь над тем, чтобы миграцияоставалась возвратной, чтобы ваши страны получили и деньги, и приобретенныевашими гражданами компетенции!
И тогда эти люди возблагодарят вас.Тогда вы перестанете бояться их массового возвращения и их новых представленийо другой жизни. Сумма актуальных знаний и приобретенных ими компетенций, ихновые связи и возможности, другое понимание мира, которые они вынесли из опытамеждународных перемещений, все это способно преобразовать ваши страны.
Эти люди – лучшая ваша пехота.
Конечно, когда основная заботавласти предержащей – сохранение себя во власти, то всего это достичьневозможно. Но это значит, что вы не способны развивать ваши страны. Значит, вынедостойны ваших стран!
Даже такой абсолютный тиран какСталин, требовал от своих подданных развития, поощрял энтузиазм, развивал образование,сделав его в короткий срок всеобщим, обеспечил мотивацию к образованию,создавая грандиозные проекты. Иначе говоря, и тираны могут вести страну путемразвития. Что мешает вам?!
Не заставляйте думать, что ваше историческоеничтожество!
Этоттекст написан в рамках очередной, на этот раз июньской поездки автора постранам Центральной Азии. Авторский комментарий к нему только один: наболело!