будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Страна
Николаев Антон

Удвоить все!

Приоритетной задачей парламента на весеннюю сессию является принятие пакета законов, регулирующих ипотечное кредитование в России. Цель подготовленных группой под руководством Игоря Шувалова законов - сделать ипотечные кредиты более доступными для населения, другими словами, стимулировать банки к тому, чтобы они кредитовали население. Но за общей "рыночной" схемой стоят проблемы, которые никто и не собирается решать.

Риски для банков как бы снижаются. Самым существенными и понятными каждому являются поправки в Гражданский кодекс, которые позволят выселять неплательщиков по кредиту из жилья. Пока ГК этого не позволяет, если это жилье у налогоплательщика единственное.

Однако сколько не давай людям кредитов, домов в России больше не станет. А на вопрос о том, как либерализовать региональные строительные рынки, законопроекты определенного ответа не дают.

Проблема в том, что даже если население сможет легко брать кредиты на строительство, это не обязательно будет это строительство стимулировать. Президент поставил задачу об увеличении объемов строительства в два раза к 2010 году, но, возможно, все удвоения в нашей стране - это какой-то неизвестный нам эвфемизм.

В переживающей строительный бум Москве, через которую проходит большая часть федеральных денег, конечно, удвоить можно все, что угодно. Так хотят строить – что даже Манеж горит. Свободных квартир в городе даже больше, чем надо. Как показал Григорий Гриценко, это происходит из-за того, что рынок недвижимости в столице по сути носит спекулятивный характер. Дома строят не для того, чтобы удовлетворить потребности населения в жилье или бизнеса в офисах, а для инвестирования свободных капиталов. Цены на жилье в три-четыре раза превышают себестоимость, а треть купленных квартир покупаются для перепродажи.

Но в большинстве регионов о строительном буме слышали только в репортажах о столичной жизни. Например, в Иркутской области уровень среднедушевого дохода (4373 рубля) заметно уступает среднероссийскому (5129 руб), но стоимость квадратного метра в Иркутске практически такая же, как в Санкт-Петербурге. Причина – недостаточные объемы строительства, и это притом, что Иркутская область занимает одно из самых последних мест. Главная причина – бедность населения. Лишь 6,7% населения имеет доходы выше 10 тыс. По мнению Татьяны Кубасовай, заместителя руководителя «Иркутского регионального агентства», именно эти люди должны служить ориентиром для внедрения ипотеки.

Другая проблема, которую нужно решить для выполнения путинского завета ( удвоения строительства) – инфраструктура. Строительство является объективно выгодным бизнесом, но у его развития есть серьезный ограничитель – инфраструктура. В городах незастроенные участки, к котором были бы подключены все коммуникации – большой дефицит. А строить в голом поле будет значительно дороже.

Главная претензия участников ипотечного рынка к государству – в неправильной постановки целей реформ, а если совсем жестко – то в бесцельности. Государство, кажется, не понимает, чего оно хочет от ипотеки – создать рыночный инструмент (но это - вроде бы не цель, а инструмент) или решить социальную проблему, т.е. обеспечить россиян жильем (но тогда нужно понимать, откуда у граждан возьмутся деньги для участия в ипотеке, и какие - легальные или нет).

Почему так происходит, понятно из того, что такая ипотека для государства – кроме возможности снижения социальной напряженности за счет обеспечения доступным, но платным жильем - это еще и способ не обеспечивать население жильем бесплатным, к которому население за годы советской власти привыкло почти как к воздуху. Поэтому настоящая, а не декларируемая цель - максимально незаметно отказаться от части социальных обязательств. Цель слабая, бессмысленная и неамбициозная.

Естественным следствием такой политики являются полугосударственные программы социальной ипотеки, которые дотируются из регионального бюджета. Ясное дело, если такая ипотека в регионе есть, то с коммерческой там делать нечего – понятно, у кого будут конкурентные преимущества. Совместно существовать двум разным ипотекам удается лишь в Москве. В первую очередь это связано с тем, что субсидируемые из городского бюджета ипотеки предназначены исключительно для москвичей.

Очень важный момент – особенности региональных строительных рынков. В этом смысле Москва – хороший показательный пример. Ни для кого ни секрет, что обычно, когда речь идет о региональном строительном рынке, в виду имеется некий строительный комплекс, тесно аффилированный с городской-областной-республиканской властью. И это – правило в большинстве регионов, где вообще строят.

Обычно имеющиеся в Москве строительные площадки распределяются между своими компаниями, а региональные чиновники спускают им заказы. При такой системе ценным строительной кампании является не получение прибыли, а участие в строительстве. Так как на рынке нет чужаков, цены на недвижимость завышенные. Администрации, которые с ними в доле, понятное дело не возражают.

Очевидно, что сопротивление региональных властей – суть главный фактор развития строительного рынка и ипотеки в России. Местным властям гораздо выгоднее распределять бюджетные деньги между своими и получать за это откаты, чем запустить рыночные механизмы, которые этот ресурс у них отнимет.

Единственная институция, которая теоретически могла бы быть союзником центра в задаче «раздраконивать» региональные строительные рынки, – это муниципалитеты. Если муниципалитетам дадут право самостоятельно осуществлять землеотвод под строительство ипотечного жилья, это может служить как ослаблению власти субъекта, так и появлению реально дешевого жилья. Местное самоуправление, например, в Москве опущено на уровень ниже плинтуса, какую-то роль в городе оно продолжает играть исключительно потому, что может влиять на принятие градостроительных решений. Что неизбежно при бурном развитии строительного рынка.

Но схема "муниципалитеты против регионалов", понимаемая многими как управленчески обоснованная, оказалась политически неподъемной для власти. Именно в политические вопросы упруться как в стену все удвоения: ВВП, строительства, а также сокращения бедности вдвое.

Николаев Антон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).