Работа крупнейших российских авиакомпаний может остановиться из-за планов Минтранса перенести в Россию серверы для бронирования и продажи билетов и регистрации на рейс. Это предупреждение сделали представители S7 Group, отмечают СМИ.
Дело в том, что самые крупные российские авиакомпании, такие как «Аэрофлот» или S7, используют для этого зарубежные системы бронирования: «Аэрофлот» пользуется услугами американской системы Sabre, S7 в качества провайдера выбрала швейцарскую систему SITA, «Уральские авиалинии» – испанскую Amadeus. Даже лоукостер «Победа» работает с американской Navitair. И все эти провайдеры могут не захотеть тратить время и деньги на то, чтобы выполнить подобное постановление ради сохранности российского бизнеса, пишет газета «Ведомости».
По ее данным, об этих рисках говорилось в июльском письме гендиректора авиакомпании «Сибирь» (которая входит в S7 Group) Владимира Объедкова президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну. Подлинность письма, имеющегося в распоряжении издания, подтвердили два человека, знающие о нем от сотрудников S7.
В «Аэрофлоте» прокомментировать ситуацию журналистам отказались. Глава АЭВТ, представители S7, Sabre и Amadeus на запросы газеты не ответили.
О том, стоит ли России соблюдать предложенные Минтрансом правила или они действительно несут в себе существенные риски для крупнейших российских авиакомпаний, а также о том, можно ли избежать предсказанного представителями S7 коллапса, и о том, почему об этом предупреждает только S7, c «Полит.ру» поговорил Олег Смирнов, член Общественного совета Росавиации, заслуженный пилот СССР.
«Это очень серьезный в глобальном плане вопрос. Речь идет о том, что готовящийся документ Минтранса в той редакции, которая нам знакома, подставит подножку всей авиационной отрасли. Дело в том, что воздушный транспорт – единственный вид транспорта, который работает в глобальном масштабе, по всему земному шару. И пассажиры пользуются гражданской авиацией всех стран мира, в том числе и России, в глобальном масштабе: в Австралии, в Южной Америке, в Гренландии, в Японии и так далее.
Поэтому всегда, традиционно гражданская авиация России (впрочем, она начала это делать еще в советское время, и довольно успешно) имела очень тесные контакты именно с глобальным системами бронирования и продажи авиабилетов. Чтобы жителю Австралии, к примеру, не чинили препятствий в том, чтобы прийти в кассу и купить билет из Австралии через Европу до России, а там – до Новосибирска или Владивостока.
То есть международная система построена умно и удобно и для пассажиров, и для авиакомпаний. И поэтому многие российские авиакомпании пользовались системами, штаб-квартиры которых находятся на Западе – например, Sabre, или Amadeus, или SITA, или другая система.
Почему только S7 поднял этот вопрос? Его, думаю, вскоре поднимет и «Аэрофлот», который пользуется системой Sabre, и другие авиакомпании. Потому что, повторю, некоторые российские авиакомпании пользуются структурами, которые находятся в Швейцарии, некоторые – теми, что находятся в Испании, и так далее. И хотя переход на национальную систему бронирования – замечательная идея, у нее в том виде, о котором сейчас говорят, есть свои «но». Например, в тех документах, которые к настоящему времени представлены, к нашему ужасу отсутствуют вопросы ее осуществления.
Мы не может сейчас, будучи глобальной авиационной державой, отказаться от контакта с этими системами. Допустим, мы перейдем на чисто российскую систему. Это может оказаться даже хорошо, но для этого нужно обязательно предусмотреть, чтобы наша система тесно взаимодействовала – ежедневно, ежесекундно – с теми глобальными системами, которыми пользуются пассажиры во всем мире.
Есть и еще один аспект: S7 является членом глобальной компании (как и «Аэрофлот»; только «Аэрофлот» входит в Sky Team, а S7 – в другую компанию, в One World). Это настолько тесная связь, что эти авиакомпании продают билеты друг друга, пересаживают пассажиров с самолета на самолет. Это и есть глобальность воздушного транспорта, и если ее обрезать, если не предусмотреть взаимодействия, то наши авиакомпании ждет крах. Потому что они потеряют всех пассажиров, которые сейчас покупают на них билеты в мире. А это очень большие деньги.
Далее. Что касается перехода на национальную систему, очень важно учитывать следующие обстоятельства: это непростой и очень дорогой переход. Переделать системы, организовать электронные контакты – это дорого, так как требует нового оборудования и немалого времени. Время тут нужно для того, чтобы сделать переход настолько плавным, что не навредил бы нашим авиакомпаниям.
Зачем нужны министерства, которые вредят нашим бизнес-структурам, притом без всякого толка? Большой вопрос. Что обязан был сделать министр, когда вмешивается в подобные глобальные дела? Он обязан был собрать руководителей авиакомпаний и выслушать их мнение. И только после этого рассматривать предложения, которые вредят не только самим авиакомпаниям, но и России в целом как державе, отдельному суверенному государству.
Поэтому вот тот проект, который мы сейчас обсуждаем, не должен быть заброшен, но должен быть переработан. Он должен был проектом не о перехода на национальную систему, как сейчас, а проектом «О подготовке к переходу…». И в нем надо прописать план реализации, «дорожную карту», как сейчас модно говорить. И этот план реализации должен иметь конкретных исполнителей, причем не только с указанием должностей, но и с указанием фамилий, и конкретные сроки.
Когда все это будет сделано (а на это уйдет не один миллиард рублей и не один месяц работы), тогда министр и сможет доложить в правительство, что сделано то-то и то-то, связи установлены, электроника отлажена, достаточно постановления – и нажимается кнопка, переход совершается, причем без ущерба для наших авиакомпаний, для российского национального бизнеса. Это осуществимая вещь, но осуществима она только так, как мы сейчас говорим.
И очень важно не утерять связь с глобальными системами. Потому что у нас 50% перевозок – это перевозки за пределы страны. Бросаться ими – это экономическое преступление как против компаний, так и против пассажиров. Когда решаются глобальные вопросы, министр должен опираться на мнение профессионалов и на интересы нашей страны», – сказал Олег Смирнов.