Объединения автошкол выступили против инициированной ГИБДД масштабной реформы водительских экзаменов. Ведомство, напомним, предложило объединить два экзамена — «площадку» и «город» — для объективной оценки «владения всеми навыками вождения в реальных условиях». По мнению представителей автошкол, как пишет «Коммерсантъ», это чревато повышением аварийности и ростом коррупции.
Напомним, сейчас граждане для получения водительского удостоверения сдают экзамен, который состоит из трех этапов. Первый — теоретический, который заключается в том, что необходимо верно ответить на 20 вопросов по правилам дорожного движения и правилам оказания первой медицинской помощи. Второй этап — т. н. «площадка», необходимо выполнить несколько стандартных упражнений: заезд в «бокс», змейка, параллельная парковка и трогание с «горки». Третий этап — «город», необходимо проехать небольшой отрезок пути и показать инспектору свои навыки вождения в реальных условиях.
Идею введения объединенного экзамена по вождению (вместо «города» и «площадки») еще в в апреле озвучил глава ГИБДД России Михаил Черников. По его словам, реформа необходима для того, чтобы определить «уровень владения всеми навыками вождения в комплексе в реальных условиях». Позже в МВД поясняли, что «площадка» вводилась как тест для проверки водителей, которые готовились самостоятельно (без учебы в автошколе), но с 2013 года возможность подготовки экстерном была отменена. Объединение экзаменов позволит сэкономить время граждан, а также уменьшить «затраты рабочего времени сотрудников экзаменационных подразделений», говорится в пояснении к документам. В «подавляющем большинстве государств», подчеркивают в МВД, практический экзамен по вождению проводится только в городских условиях.
Одновременно предлагается снять запрет на обучение на автомагистралях, а также уточняется минимальный возраст, с которого можно начинать обучение. Так, учиться ездить на легком мотоцикле (категория А1) или мопеде можно с 15 лет, на легковом автомобиле — с 16, на мотоцикле категории А — с 17, на автобусе — с 20 лет. Сейчас в ПДД записан общий возраст для всех категорий — 16 лет.
Но многие автошколы выступают против инициативы ГИБДД. Соответствующие заключения, как пишет «Коммерсантъ», направлены в ведомство. Так, одна из крупнейших в стране Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ) акцентирует внимание на том, что реформа образования водителей ведется с 2013 года и принесла плоды: аварийность с участием будущих водителей уверенно падает (почти на 60% по итогам 2017 года по сравнению с данными, полученными годом ранее). Новый подход может навредить этой тенденции, отмечает МААШ. Кроме того, инициатива не обоснована с «научной точки зрения».
В ДОСААФ также опасаются, что предлагаемый ГИБДД подход «негативно скажется на работе автошкол», следует из письма организации. Там обращают внимание, что автошколы уже понесли существенные «материальные затраты» для приведения учебно-материальной базы в соответствие с требованиями. В 2016 году, напомним, вступило правило о минимальном размере учебной площадки 0,24 га и другие требования. Если постановление будет принято, созданная с таким трудом материально-техническая база будет «утеряна», считают в ДОСААФ. Правда, ГИБДД не собирается отказываться от того, чтобы автошколы в обязательном порядке учили претендентов на площадках и проводили внутренние экзамены. В ДОСААФ также говорят, что продемонстрировать «специальные маневры» (приемы управления автомобилем, которые сейчас выполняются на площадке) в городских условиях в ряде случаев «затруднительно». Кроме того, на площадке проверка навыков происходит объективно: границы упражнений обозначены конусами, разметкой. В городских условиях этого не будет. Оценка будет «необъективной», это спровоцирует рост коррупции, считают в ДОСААФ.
Отметим, некоторые объединения автошкол все-таки поддерживают инициативу ГИБДД. В Союзе автошкол Москвы, к примеру, поддержали инициативу МВД и опасения коллег не разделили. В Национальном союзе ассоциаций автошкол заявили, что инициатива «окажет позитивное влияние на уровень подготовки водителей». В Гильдии автошкол поддержали идею снятия запрета на обучение на автомагистралях, но отметили, что идея объединенного экзамена все же «вызывает много вопросов».