Мошенники придумали новую схему кражи с использованием платежных терминалов Сбербанка. Злоумышленник, не вставляя карту, начинает операцию, но не завершает ее. Банкомат дает на завершение операции 90 секунд, и, если в этот период свою карту вставит следующий клиент, то с нее и будут списаны средства.
Об участившихся преступлениях пишет «КоммерсантЪ». Собеседник издания, близкий к правоохранительным органам, сообщил, что единичные случаи таких хищений появились полгода назад. Но в последние две недели количество обращений граждан в полицию по этому поводу резко возросло. Во всех случаях хищение было при наличии очереди к терминалу, добавил он.
«Я хотел воспользоваться терминалом Сбербанка. Передо мной на нем что-то бесконечно вводила девушка в чадре. Когда она отошла, я как обычно увидел: "вставьте карту, введите пин-код…" — и 15 тыс. улетело на оплату чужого телефона», — рассказывает потерпевший.
Он сообщил об этом в банк, но там только посоветовали быть внимательнее. «Все системы самообслуживания нашего банка надежно защищены. В целях безопасности мы рекомендуем нашим клиентам внимательно ознакомиться с информацией на экране банкомата, а также обратить внимание на наличие поблизости подозрительных лиц, — указали в кредитной организации. — В случае сомнений лучше отказаться от проведения операции и проинформировать банк по телефону 900».
Тем не менее, эксперты считают, что ответственность за проблему в данном случае лежит на Сбербанке. В ИПТ многих других банков сначала выбирается способ оплаты, а только потом вводятся реквизиты. Системы же Сбербанка не защищают неподготовленного пользователя от обмана. Играет свою роль и слишком длинный таймаут в 90 секунд (базовой продолжительностью принято считать полминуты). Его, впрочем, можно сократить. «Программное обеспечение, которое используют банки для ИПТ, банкоматов, позволяет самостоятельно регулировать длительность тайм-аута и клиентский сценарий,— отмечают в Почта-банке.— Ошибки в сценарии можно устранить, оперативно обновив программное обеспечение на ИПТ. Дополнительное время занимают тестирование и раскатка на сеть».
Напомним, что это не первые проблемы с банковскими сервисами в этом году. В начале апреля были зафиксированы масштабные сбои в системе «Сбербанк онлайн». Клиенты не могли войти в свой профиль и совершать операции по счетам, кроме того неполадки были отмечены и в работе банкоматов. С похожими трудностями столкнулись и пользователи «МТС-Банка», а ранее недоступной оказалась Система быстрых платежей (СБП) – основной конкурент на рынке переводов для госбанка, запущенный в феврале. Сегодня проблемы с работой приложения и банкоматов возникли в Альфа-банке, но их оперативно устранили.