будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
регионы местное самоуправление
Июль 12, 2025
Страна
Гращенков Илья

«Укрупнение пока еще удобно центру»

«Укрупнение пока еще удобно центру»
Sundassko1_lP6v1Dz
День оленевода на Таймыре. Источник: taimyr24.ru

Жители Таймыра выступают за возвращение Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району Красноярского края статуса автономного округа. Эксперт комментирует процессы укрупнения и разукрупнения регионов в России.

О том, что инициативная группа жителей Красноярского края добивается референдума о возвращении Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району статуса автономного округа, сообщила газета «Коммерсантъ». По словам активистов, после объединения на Таймыре стали жить хуже: осложнилось решение многих вопросов, прежде решавшихся на уровне местной власти.

«В Дудинке паспорт можно оформить, справки Росреестра заказать. Но чтобы оформить разрешение на оружие, нужно ехать в Норильск. Роспотребнадзор, жилищная и трудовая инспекции справки удаленно не предоставляют», – приводит издание пояснения Стэллы Кох, члена инициативной группы по проведению референдума.

 
Порт Дудинки
HoverRU / Wikimedia Commons

Напомним, Таймырский автономный округ как отдельный субъект Российской Федерации существовал до 2007 года. Он присоединился к Красноярскому краю на основе результатов референдума 2005 года. Опрошенные газетой эксперты убеждены, что провести референдум по возвращению статуса автономного округа края у жителей Таймыра не получится.

По мнению представителя Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра Геннадия Щукина, краевые власти недопонимают специфику Таймыра, в том числе и транспортные проблемы этой слабо заселенной территории. Действительно, в красноярском заксобрании считают, что жители Таймыры преувеличивают проблемы, а самостоятельность только навредит этой территории.

Как пояснила газета Директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, автономные округа в настоящее время «не имеют ни ресурсов, ни возможностей отыграть назад», хотя все бывшие автономии недовольны объединением. «Федеральная власть приняла такое решение», – подчеркнула она, отметив, что, например, Корякский автономный округ в результате объединения с Камчатской областью  потерял рабочие места. Кроме того, по словам Зубаревич, коряки оказались оторваны от центра: билеты на самолет до Петропавловска-Камчатского стоят почти столько же, сколько до Москвы.

Прокомментировать для «Полит.ру» процесс укрупнения и возможного разукрупнения регионов в России согласился Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики. По его мнению, укрупнение произошло потому, что федеральному центру оно было выгодно в плане организации управления, и в настоящее время нет признаков того, чтобы выгодным стал обратный процесс.

«Что было предпосылками для начала укрупнения? Система вертикализации власти предполагала, что власть на местах надо передавать наиболее эффективным с точки зрения федерального центра руководителям. Поэтому под некоторых губернаторов специально и сливались регионы – как это было сделано, например, с Пермским краем, в который вошел Коми-Пермяцкий автономный округ, или с Таймыром, который вошел в Красноярский край. То есть, считалось, что в регионах сидят мощные и достаточно лояльные центру губернаторы, а территории, которые к этим регионам прилегают и на которых могут быть какие-то конфликты местной власти с федеральными промышленными группами, надо просто централизовать. Центру это было удобно.

 
Владимир Путин сообщает о подписании указа об объединении Красноярского края, Эвенкии и Таймыра, на встрече с руководителями этих регионов. 2005
kremlin.ru

Плюс приводились доводы о том, что мы экономим на правительственном аппарате и так далее. Все это, на деле, было абсолютно номинально: если бы федеральной власти было в какой-то мере выгодно, наоборот, чтобы регион раздробился, естественно, нашлась бы тысяча и одна причина, по которой именно разделение стало бы экономически выгодно. Словом, экономия на правительственном аппарате получилась крайне незначительной – в особенности с учетом того, что за последние десять лет количество чиновников в принципе выросло на 70%.

Возможно ли теперь разукрупнение? Памятуя об алхимической формуле «Сгущай и разжижай», я бы сказал, что все возможно. В какой-то момент ситуация может повернуться таким образом, что разукрупнение станет единственной реальной возможностью как-то наладить жизнь на местах. Ведь реально проблема «вертикали власти» состоит в том, что она работает, только когда есть деньги. Тогда любые проблемы местного, локального характера решаются за счет федеральных вливаний. А когда денег нет – увы.

Конечно, когда рыбак из Приморья, например, может на «прямой линии» попросить Путина помочь выплатить ему задержанную зарплату, ему ее выплатят. А остальной год он, выходит, должен ждать, пока будет «прямая линия» с президентом? Словом, когда вертикаль демонтируется или разбалансируется (а сейчас мы видим ее разбалансировку, так как денег нет), возникает вопрос, как жить дальше. И ответ на него, безусловно, лежит в плоскости передачи каких-то полномочий на места. Вопрос в том, кому и как их передать. Это ведь местное самоуправление, какие-то автономии.

Вообще вопрос автономий достаточно традиционен для России, Россия ведь Федерация, и в ней есть какие-то территории, которые привыкли жить автономно – полагаясь на свои силы, свой уклад, свой образ жизни. Для федеративного устройства нормально иметь какие-то автономные единицы. И думаю, чем экономическая ситуация будет тяжелее, тем активнее эти автономии будут требовать полномочий.

Я бы тут, может быть, даже привел в пример Крым, который сейчас проходит стадию некоего разочарования – не столько от присоединения к России в целом, сколько от действий российских чиновников. Потому что крымчане пока не успели окончательно привыкнуть к нашей системе вертикализации, к вхождению российских бизнес-структур в управление регионом. И сейчас Крым несколько растерялся – особенно Севастополь, где начались какие-то протесты по разным местным вопросам. О чем это говорит? О том, что Крыму, наверное, с точки зрения экономики было бы логичнее предоставить некую автономию в плане внутреннего функционирования. Хотя и понятно, что по политическим соображениям автономия для Крыма сейчас невозможна. 

Понятно, что Таймыр, где сейчас начинают добиваться референдума по возвращению статуса автономии, – это принципиально другая территория. Придание ей автономного статуса позволило бы Таймыру решать задачи не так, как решает их Красноярский край, считающий краеугольным камнем своего развития наращивание промышленного потенциала. Таймыр в этом отношении находится на задворках Красноярского края. Однако Таймыр является в своем роде знаковой для России территорией и, обладай он автономией, он мог бы иметь и какие-то свои пути развития. Да, он не может быть промышленным участком Красноярского края, но может быть некоей особенной территорией, для которой надо сформулировать ее собственную повестку. В составе же Красноярского края об этом речи не идет.

 
Таймыр, заброшенный поселок Нордвик в устье Хатанги. 2014
Vladdislav / Wikimedia Commons

Это как с Марий Эл, где вроде бы есть неплохие запасы нефти. Однако эти запасы никогда не разрабатывались, потому что рядом с Марий Эл есть Татарстан, регион с состоявшейся нефтяной экономикой. И, конечно, тут имеет место некий лоббизм, но в итоге все соглашаются с тем, что зачем нам нефть Марий Эл, если она есть в Татарстане. Марий Эл, может быть, тоже не отказалась бы от автономии – чтобы свою нефтяную вышку поставили, сами нефть качали и сами же распределяли доходы от нее, конечно. Так что с экономической точки зрения разукрупнение могло бы быть выгодно многим территориям.

Но надо сказать, что есть и территории, заинтересованные в укрупнении – например, депрессивные регионы, где вообще неясно, что делать, чтобы им развиваться.

Не знаю, что собирается делать со своей автономией Таймыр, если когда-либо ее получит, но некая автономия в плане культурного бытия и образа жизни на таких территориях была всегда. И задачей властей обычно было как-то поддержать ее, не дать погибнуть традициям, при этом предоставив свободу в бытовых вопросах – например, как на других северных территориях, давая разрешение добыть кита, забивать оленей, если это нужно.

Российская Федерация должна помнить о том, что она – именно федерация, должна учитывать эти, может быть, микроскопические интересы входящих в нее территорий. Ведь федерация на том и строится, что государство гарантирует защиту этих интересов за счет территориальной целостности. И она должна предоставлять таким территориям право местного самоуправления. Но Россия с федерализмом в некотором роде заигрывает – по сути, нынешняя структура власти имеет признаки унитарного государства.

По сути, если бы мы перешли и официально к унитарному государству, ничего ужасно не случилось бы – фактически, у нас в управлении уже наблюдается то же, что в унитарных государствах. Я бы сказал, что у нас сейчас устройство государства на 70% унитарное и только на 30% – федеративное, причем федеративное оно в тех вопросах, в которых центру разбираться просто неинтересно.

Стремление все объединить, чтобы было удобно управлять, просматривается и в самих институциях: округа, полпредства, под ними – губернаторы, еще ниже – мэры… конечно, центру удобнее в случае нужды вызвать к себе полпреда, чем разбираться со всем остальным. Но все же и полпредства себя не оправдали, так что стало ясно: объединение до уровня федеральных округов тоже неэффективно 

И все же я думаю, что никаких шагов в сторону разукрупнения в обозримом будущем не будет сделано, а в сторону укрупнения они, возможно, и будут – по политическим мотивам. Причем если смотреть на дальнюю перспективу, то, думаю, центробежные силы сохранятся, пока нарастает экономический кризис. Чем дальше он будет нарастать, тем они будут делаться больше. Ну, а там уже станет видно, что власти предпримут», – сказал Илья Гращенков.

Укрупнение регионов в России началось в 2003 году и по инициативе федерального центра. Открытых противников у объединения Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами в 2005 году не было, хотя, как утверждают СМИ, для обеспечения явки на референдум по этому вопросу власти задействовали весь имеющийся административный ресурс. 

Гращенков Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).