В Москве скончалась известная актриса театра и кино Любовь Полищук. Дочь артистки Мариэтта сказала, что ее мать долго болела и умерла во вторник в шесть часов утра.
Любови Полищук было 57 лет, в последнее время она страдала от заболевания позвоночника. Год назад актрисе сделали серьезную операцию. Тогда у нее обнаружились сильнейшие изменения в позвоночнике. Правду о своей болезни Полищук скрывала, о недуге знали только самые близкие ей люди, хотя таблоиды регулярно сообщали о недомоганиях актрисы и срывах съемок.
Последние несколько месяцев Любовь Полищук не появлялась на съемках, не посещала светских мероприятий, не играла в театре. Несмотря на старания врачей и упорство актрисы, справиться с недугом не удавалось и Полищук, устав бороться с болезнью, отказалась от дальнейшего лечения и вернулась домой.
Проблемы с позвоночником у Любови Полищук начались много лет назад на съемочной площадке фильма Марка Захарова «12 стульев». По сценарию Андрей Миронов, носивший актрису на руках, должен был уронить ее. Но ассистенты забыли подложить на место, куда предстояло упасть актрисе, мягкий матрас. И Полищук, рухнув на бетон, сильно ударилась спиной.
С тех пор боли в позвоночнике превратились для Любови Григорьевны в пытку. Особенно сильно она мучилась последние несколько лет. Не раз она проходила курс лечения в различных больницах.
В октябре 2005 года Полищук положили в Боткинскую больницу с сильнейшими болями. Потом был курс лечения в Институте имени Вишневского и в НИИ нейрохирургии имени Бурденко, где актрисе сделали сложнейшую операцию, удалив часть позвоночника. Едва оправившись после нее, Полищук уехала на реабилитацию в частную израильскую клинику. И вернулась из-за границы в московскую больницу в тяжелейшем состоянии.
В сентябре 2006 года актриса поступила в одну из специализированных московских клиник. После курса лечения врачи выписали Любовь Григорьевну домой, прописав ей сильные обезболивающие препараты. Все это время рядом с женой был ее муж Сергей Цигаль.
О болезни актрисы родные предпочитают не распространяться. «Это наше личное семейное дело, – говорила дочь актрисы Мариэтта. – Закрытая тема. Мы по поводу заболевания мамы вообще ни с кем не разговариваем».
Смерть актрисы прокомментировали сегодня ее коллеги.
«Любовь Полищук была воплощением актерской дерзости, – сказал режиссер Марк Захаров ИТАР-ТАСС. – Она была всегда красивой женщиной молодой и озорной. Работать с ней было удовольствием. Я лишь мимолетно соприкоснулся с этой актрисой, которая сыграла короткий эпизод в моем странном фильме («12 стульев», первая работа Полищук в кино. – прим. ред.), где она танцевала танго с Остапом Бендером. Но даже в этой маленькой сценке Любовь Полищук сумела внести замечательную и своеобразную ноту в партнерство с Андреем Мироновым. А это было нелегко».
Кинорежиссер Владимир Меньшов, у которого Полищук снималась в фильме «Ширли-мырли», назвал раннюю смерть Любови Полищук «несправедливой и ошеломляющей». «Это была красивая, талантливая, умная женщина, – сказал Меньшов в интервью тому же агентству. – Я заметил эту актрису очень давно, даже пробовал ее на главную роль Надежды в фильме «Любовь и голуби».
«Я просил ее сыграть (в «Ширли-мырли») один из главных женских персонажей, но она отказалась. Потом эту роль исполнила Инна Чурикова, а Любовь Григорьевна блестяще сыграла жену посла». По его словам, Любовь Полищук была «не простым, не слишком уживчивым человеком». «Но это объяснялось не плохим характером, а просто она была удивительно принципиальной и всегда прекрасно чувствовала именно свои роли», – сказал Меньшов. По его мнению, наиболее ярко комедийный талант актрисы реализовался на драматической сцене. «Я с замиранием сердца смотрел ее спектакли в театрах «Эрмитаж» и «Школа современной пьесы», театр абсурда был ей невероятно близок», – считает режиссер.
Он напомнил, что его жена, актриса Вера Алентова работала с Полищук в нескольких антрепризных постановках и также всегда восхищалась ее талантом. «Люба, приехавшая в Москву из Омска, долго завоевывала столицу, искала гармонию во всем, – заметил Меньшов. – И мне до слез жаль, что когда она обрела все – и счастливую семейную жизнь, и любимую работу – она ушла от нас».
Леонид Роберман, в антрепризе которого «Арт Партнер XXI» Полищук работала в последние годы, говорит радиостанции «Маяк»: «Для меня она была больше чем актриса. Она была одним из самых надежных в моей жизни человеком. Не могу себе представить ситуацию, при которой Люба подвела бы, при которой Люба вне зависимости от обстоятельств и предложений, и интересов, в том числе и финансовых, могла изменить свое мнение, свое решение или подвести. Это был самый надежный, самый не подлый человек в этой жизни. Это был человек, которому слово «интрига» было незнакомо. Это был чистый человек, уникальная актриса, которая могла все: от комических до трагических ролей. Этот человек в моей жизни значил очень много, думаю, что не только в моей».
«Последние ее театральные работы были в нашем агентстве, – продолжает Роберман. – Это спектакль «Искушение», который мы сделали давно, «Любовное свидание», которое действительно было любовным. И спектакль «Свободная пара», где в течение 57 минут Любовь Полищук была одна наедине со зрителем, которого она завораживала, покоряла и вела за собой. Она никого не оставляла равнодушным.
Жизнь и творческий путь
Актриса театра и кино, народная артистка России Любовь Григорьевна Полищук родилась 21 мая 1949 года в Омске в рабочей семье. В школьные годы она занималась пением. В детстве Полищук мечтала стать классической балериной, даже поступала в хореографическую школу. Но ее не взяли. После окончания школы она поступила во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, которую окончила в 1967 году.
Много лет Любовь Полищук отработала в Омской филармонии, потом ее переманил режиссер Московского государственного мюзик-холла и лишь в 80-х годах актриса перешла в труппу Московского театра миниатюр. В 1985 году она окончила заочное отделение Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского.
До 1988 года была артисткой разговорного жанра Омской филармонии и несколько лет вела театрализованные программы, потом ее пригласили в мюзик-холл, а в начале 1980-х годов актриса перешла в Московский театр миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»), где проработала до 1988 года и наиболее удачные роли сыграла в спектаклях «Чехонте» в (по ранним чеховским рассказам) и «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» (по прозе Д.И.Хармса).
В 1989-1996 годах она работла в театре «Школа современной пьесы» под руководством И.Райхельгауза, где играла в спектаклях «А чой-то ты во фраке?» (водевиль Д.Сухарева на музыку С.Никитина по драматической сценке Чехова Предложение) и «Пришел мужчина к женщине» (по пьесе С.Злотникова).
Первой полью, которой сыграла Любовь Полищук в кино, была роль женщины-вамп в картине Марка Захарова «12 стыльев». Со стеклом, которое по остроумному замыслу режиссера актриса вышибла головой, произошла накладка. Сперва его закрепили слишком слабо и танцоры едва не сшибли камеру, пролетев по инерции вперед. Потом закрепили слишком прочно и Полищук тщетно таранила его головой. В итоге только после четырнадцати мучительных дублей сцена была снята. Хотя Андрей Миронов в танце носил актрису на руках, не все во время съемок шло гладко. В первый раз рабочие забыли положить матрац , и Миронов уронил партнершу прямо на цементный пол. К счастью, у актрисы была хорошая спортивная подготовка и она сумела вовремя сгруппироваться... Во втором дубле на пол положили гору подушек, Полищук немного расслабилась, но партнер бросил ее мимо... Как предполагается, эти накладки на съемках стали причиной серьезной болезни позвоночника, от которой сегодня утром актриса скончалась.
После «12 стульев» актрису заметили и начали приглашать сниматься. Она сыграла более 40 ролей, в т.ч. в фильмах «Золотая мина» (1977), «Семья Зацепиных» (1977), «31 июня» (1978), «Дуэнья» (1978), «Вавилон ХХ» (1979), «Приключения принца Флоризеля» (1979), «Только в мюзик-холле» (1980), «Эзоп» (1982), «Кража» (1982), ««Происшествие в Утиноозерске» (1988), «Интердевочка» (1989), «Любовь с привилегиями» (ТВ: «Городские подробности») (1989), «Фуфло» (1989), «Бабник-2» (1992), «Новый Одеон» (1992), «Ширли-мырли» (1995), «Импотент» (1996), «День святого Валентина» (2000), «Рыцарский роман» (2000), «Тихие омуты» (2000), «Агент в мини-юбке» (2000), «Рогатая зеленая змеюка» и др.
В 1994 году ей было присуждено звание Народной артистки России. В 1967 году актриса вышла замуж за однокурсника Валерия Макарова. В 1972 году у них родился сын Алексей (сейчас – актер Театра имени Моссовета), но вскоре супруги разошлись и больше не общались.В 1983 году она вышла замуж за художника-анималиста Сергея Цигаля. В 1985 году у них родилась дочка Маша.
Последняя работа, на которую она согласилась, была роль в телесериале «Моя прекрасная няня»: «Раньше мне предлагали какую-то ерунду: или роль неинтересная, или моя героиня умирала от жутких, неизлечимых болезней, или оплата была недостойная, просто оскорбительная. На этот раз все совпало: мне понравился сценарий, в котором много смешных диалогов, интересные партнеры, любопытная сюжетная линия, легкая атмосфера на площадке, нормальный гонорар. Да и технология съемок не совсем обычная – в присутствии зрителей, с их живой реакцией на происходящее. Все происходит очень быстро: сегодня запись в студии, через несколько дней серия в эфире – американский стиль работы», – говорила Полищук в одном из интервью.
В сериале «Моя прекрасная няня» актриса очень убедительно говорит на суржике, причем не особо для этого старается: «Когда я приехала в Москву у меня тоже был жуткий говор: я «акала», «гыкала» и «шокала», правда не на украинский, а на сибирский манер – я родилась в Омске, – признавалась актриса.
Это были последние съемки, в которых участвовала Любовь Полищук. Они проходили уже во время ее болезни.