будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Страна

Управляясь с делами

Управляясь с делами
nit177

Один из двух задержанных за вымогательство взятки сотрудников управделами президента две недели назад задекларировал за прошлый год доход в 1.2 млн рублей. Даже регулярно повышаемые зарплаты, по всей видимости, не устраивают чиновников. Декларирование же ничем не помогает в борьбе с коррупцией — по декларации начотдела управделами жил весьма скромно. На этом примере можно констатировать инициативы властей по искоренению взяточничества и коррупции провалились. Более того, власти не очень понимают как, с чем и за что им надо бороться.

В Москве возбуждено уголовное дело о получении взятки двумя сотрудниками Управления делами президента. Игорь Ерашов и Владимир Корнияки вымогали взятку в ходе проведения проверки деятельности подведомственного учреждения, передают информагентства со ссылкой на пресс-секретаря управделами президента Виктора Хрекова. Против них было возбуждено уголовное дело по статье (статья 390 УК, пункты 3 и 4)  "Получение взятки группой лиц в крупном размере", которая предусматривает наказание от 7 до 12 лет лишения свободы.

Как заявил Хреков, 26 мая их деятельность была пресечена правоохранительными органами во взаимодействии с управделами президента. Ерашов (ведущий советник) задержан, Корнияка (возглавляет один из отделов управделами) отпущен под подписку о невыезде.

Начальник пойманных на взятке управделами Владимир Кожин последовательно выступал за повышение зарплат чиновникам, полагая повышение доходов средством борьбы с коррупцией. «Нельзя сказать, чтобы подобных случаев совсем нет. Но мы боролись, боремся и будем активно с ними бороться. Работающие у нас люди получают вовсе не огромные деньги. Последнее повышение зарплат в госаппарате очень серьезно сказалось на благополучии сотрудников. Поэтому служащие у нас получают, я считаю, достаточно приличное жалованье», - говорил Кожин в интервью «Российской газете» в 2005 году. Впрочем, недавно управделами стало фигурантом международного скандала о коррупции. Концерн Daimler, как было установлено во время судебного процесса в США, подкупал чиновников, в том числе и российских, с целью получения госконтрактов. В числе мест, куда пошли «коррупционные «Мерседесы»», назывался и президентский гараж. Однако в интервью «Русской службе новостей» пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков заявил, что в последние 10 лет управление делами президента не заключало с этой компанией договоров.

В своей декларации за 2009 год начотдела Владимир Корнияка указал два автомобиля - ВАЗ и "Опель" (без уточнения точных марок авто). Кроме того он владеет недвижимостью - двумя квартирами (107 кв. м. и 43 кв. м. совместно с женой), двумя машиноместами и земельным участком в 10 соток. Официальный задекларированный доход его за 2009 год составил 1,2 млн рублей.

Получается, что «приличное жалованье» по Кожину — это 100 тысяч рублей в месяц (в 2005, несомненно, было существенно меньше). В 2007-2008 году среднее жалованье чиновника из управделами было на уровне 50-60 тысяч рублей в месяц. По этому показателю управделами уступало (по данным Росстата) и администрации президента, и аппарату правительства. По всей видимости, сами чиновники не считают эти деньги приличными — в частном секторе их можно заработать довольно просто. По данным Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России, средний размер взятки и коммерческого подкупа в 2009 году взлетел по сравнению с предыдущим годом сразу в два раза и составил 23 тыс. рублей. По словам генерал-майор милиции Александра Назарова, средняя сумма крупной взятки чиновникам в России составляет около 927 тысяч рублей. В наиболее громких делах, впрочем, фигурируют куда более значительные суммы. Так, 25 мая при получении взятки в размере $1,5 млн был задержан заместитель начальника отдела Московского следственного управления на транспорте СКП Григорий Дымовец.

Таким образом, госвласть оказывается в смысловом тупике — подъем зарплат чиновникам не дает прямых, однозначно трактуемых результатов в борьбе с взяточничеством, ведь объем прав дает возможность чиновнику получить в десятки раз больше средств сразу. А декларирование средств не дает возможности оценить реальный уровень жизни чиновника. Попытки  системного изменения законодательства и реформирования госслужбы — от антикоррупционной экспертизы законодательства до популистских предложений по установке в кабинетах чиновников веб-камер — не дают видимого эффекта или не реализуются вовсе. Вроде бы глава администрации президента Сергей Нарышкин уже поручил Минюсту разработать новый пакет антикоррупционного законодательства. И уже в этом году будут приняты изменения в законы, расширяющие применение конфискации имущества у коррупционеров и запрещающие чиновникам принимать подарки. Озвученные в СМИ нарышкинские меры, как представляется, дадут эффект схожий с веб-камерами.

Сопротивление бюрократической системы и само по себе велико - и даже прямое подозрение в коррупции (зачастую, как кажется следствию, вполне доказанное) не всегда дает эффект. Уголовное дело против заместителя московского мэра Рябинина, как элегантно выразился Юрий Лужков, «не просуществовало и трех дней» и было закрыто московским же прокурором (потом дело вновь возбудили). Или в декабре прошлого года газета «Ведомости» написала, что часть «резервистов из президентской тысячи» «скандально уволены» или даже «находятся под следствием». В числе «скандально уволенных» (что бы ни значила эта формулировка) назывался Михаил Берулава, советник управления внутренней политики. В марте этого года Михаил Берулава был назначен замруководителя аппарата Центризбиркома — практически на специально созданную должность. Никто из прочих резервистов, насколько известно, тоже не пострадал.

Впрочем, планомерная работа по поимке взяточников в конкретном случае с управделами дала результат — ведомство Владимира Кожина поучаствовало в расследовании и обнародовало результаты. Во многих других случаях органы отказываются признавать факты коррупции, а дела о взятках выплывают преимущественно в ходе межведомственных склок. Статистика силовиков говорит об увеличении числа госслужащих, привлеченных к ответственности за взятки.  В последнее время, по его словам, значительно выросло количество уголовных дел по фактам получения взяток лицами, занимающими ответственные госдолжности. За 2009 год в суд было направлено 251 уголовное дело против 336 чиновников, занимающих ответственные государственные должности.

Однако нет никакой уверенности, что на взятках попадаются люди, непосредственно их вымогающие. И наступающая ответственность далеко не всегда соответствует установленной в законе Эксперт-консультант Организационно-инспекторского департамента МВД Александр Жарков, осужденный за взятку в $1,7 млн, - он ее исключительно по своей инициативе требовал? По суду выходит, что да. Кстати, в его истории еще интереснее, что госслужащий, получивший взятку в особо крупном размере сел бы от 7 до 12 лет. А Жарков получил четыре за мошенничество. Система ухода взяточников от ответственности существенно сложнее и гораздо эффективнее действий тех, кто взяточников ловит.

Наконец, важно понимать и то, что ловлей взяточников борьба с коррупцией не может ограничиваться. Но никто пока не придумал, как уменьшить масштабы клановости, сращивания власти и бизнеса (и наоборот) различных типов, вредного для экономики лоббизма. Как преодолеть механизм круговой поруки, изменить сознание чиновничества, усилить эффективность госаппарата в целом — тоже пока не придумано. Пока же никакие инициативы власти не способны отменить того обстоятельства, что российская экономика работает, скорее, благодаря разным формам коррупции, а не вопреки им. И наоборот — работает она, как представляется, вполне себе государственным институциям или людям, представляющим их. В такой ситуации неплохо было бы понять, что из себя «коррупция» представляет и не сводить борьбу с нею к ловле взяточников. Правда, взяточников  ловить — тоже дело хорошее.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).