будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
коронавирус общество экономика экономический кризис
Июль 6, 2025
Страна
Прокофьев Андрей

Упругая экономика: свежие экономико-пандемические прогнозы

Упругая экономика: свежие экономико-пандемические прогнозы
markus-winkler-QT5zAH9PPo4-unsplash
Photo by Markus Winkler on Unsplash

В международных документах, посвященных экономическому кризису при пандемии, всё чаще встречается словосочетание «упругая (resilient) экономика». Международные институты предлагают работать над упругостью, чтобы легче переживать кризисы. «Устойчивое (sustainable) развитие», которое было главной целью, пока ушло на второй план. Что же предлагают сделать, чтобы достичь нужной упругости? И реально ли сработают эти меры?

«Великая самоизоляция» (именно так начали называть меры против пандемии) оказалась разрушительнее «великой рецессии» 2008–2009 годов. Меры поддержки бизнеса и людей в разных странах смогли частично ослабить влияние коронакризиса, но всё же общее состояние можно оценить скорее как растерянность — дискретные меры были очень разными и не всегда продуманными. Эксперты Международного валютного фонда, Всемирного банка, ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) предлагают разработать и использовать в таких случаях четкую структуру действий, которая создаст ту самую упругость.

Более широкая роль денежно-кредитной политики

Когда в развитых экономиках ключевая ставка около ноля, сокращать ее некуда. Но центральные банки могут применить неконвенциональные меры. В идеальных экономических условиях действует так называемая натуральная ключевая ставка, соответствующая стабильной инфляции и полной занятости. Ее вынуждены снижать по разным причинам: от структурного дефицита в совокупном спросе (стагнация спроса) до низкого роста производительности и влияния долга. В ответ на пандемию центральные банки развитых стран снизили ставки даже ниже нуля, и обычных средств не осталось.

Однако ЦБ могут использовать неконвенциональные меры более активно — такие, как массовая скупка активов для поддержки спроса и денежно-кредитное стимулирование, но оно должно соответствовать строгим правилам, установленным заранее: что делается конкретно, если происходит конкретное проявление кризиса.

Применимо в России?

По мнению академика РАН Александра Некипелова, которое он высказал на недавнем Московском академическом экономическом форуме (МАЭФ), учитывая, что в России есть проблемы с инвестициями, необходим ответ со стороны денежно-кредитной политики. (То есть сделать доступными деньги для вложений в реальный сектор экономики). При этом, по мнению ученого, у нас не исчерпаны возможности действий со стороны ЦБ, в отличие от центробанков развитых стран. 

«Я считаю, что нужно резко снизить до 2–3 % ключевую ставку, снизить до нуля процентную ставку по депозитам коммерческих банков в Центральном банке, чтобы эти средства пошли в экономику. Нужно произвести выкуп Центральным банком с той же целью своих облигаций у коммерческих банков. 

Некипелов подчеркнул, что низкая процентная ставка приведет к увеличению денежного предложения. При этом, по его мнению, эти меры важно дополнить мерами по ограничению спекуляции, наподобие налога Тобина (налог против спекуляции валютами на бирже), причем такого, который внезапно можно поднять, чтобы сбить дестабилизирующее влияние со стороны бирж. 

Автоматические финансовые стимулы

Исследования МВФ показывают, что меры денежно-кредитного стимулирования — временные целевые трансферы денег наиболее пострадавшим семьям, которые автоматически включаются, когда безработица превышает установленный нормативом уровень, — могут быть исключительно эффективными в борьбе не только с обнищанием, но и с сокращением спроса. Такие нормативные стимулы особенно важны, когда ключевые ставки центробанков нельзя снизить, а дискреционная госполитика отстает от событий (как у нас сейчас: решение принято, а до людей оно не доходит). Когда спрос внезапно падает, падение предложения и рост долгов оказываются гораздо ниже при применении таких автоматических стимулов. По данным МВФ, экономические спады при применении подобного стимулирования можно проходить так же эффективно, как если бы денежно-кредитная политика работала в полную силу.

Применимо в России?

По мнению Алексея Ведева, заведующего лабораторией финансовых исследований Института экономической политики имени Гайдара, падение доходов населения надо компенсировать из общественных фондов и делать подсчет, исходя из номинального ВВП (номинальный ВВП — стоимость всех произведенных товаров и услуг в текущих ценах). Для этого нужно использовать в порядке приоритета Фонд национального благосостояния (ФНБ), денежную эмиссию, внешние займы.

«Второй момент — это потенциальный рост. До недавнего времени Банк России выступал против политики финансового стимулирования, а Министерство финансов отстаивало макроэкономическую стабильность. Сейчас риторика принципиально изменилась. Министерство финансов уже не настаивает на профицитном бюджете, и это означает, что Министерство финансов будет больше давать экономике, чем забирать. Рассматривается вопрос об увеличении внешнего и внутреннего долга, введены налоговые льготы. Считаю, что это крайне стимулирующая финансовая политика, которую надо сохранить на ближайшие годы, а не только по выходу из пандемии. Полагаю, что можно реальную нейтральную процентную ставку с 2–3 % снизить даже до нуля. Очень важно, что в ближайшее время профицит ликвидности снизится и сойдет на нет, и банки будут рефинансироваться Банком России», — отметил Ведев, выступая на МАЭФ.

Не забывать о климатической повестке

Грэйниа Лонг, уполномоченная по устойчивому развитию Белфаста, отметила на вебинаре Всемирного банка, что опасность климатических изменений сравнима с опасностью COVID-19, но просто двигается медленнее и на самом деле является более серьезной. 

«Мы считаем, что прогресс в климатических усилиях будет во многом зависеть от политики, избранной в ближайшие шесть месяцев, а на нее будет оказывать давление пандемия и ее последствия. Важно попытаться абстрагироваться и рассматривать климатические риски отдельно», — считает Лонг.

Применимо в России?

Как отметил на сессии МАЭФ академик РАН Борис Порфирьев, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, у экологических последствий, которые связаны с нынешним кризисом, есть явная противоречивость: падение цен на нефть повысило конкурентное преимущество углеводородов — они поднялись по сравнению с альтернативными источниками, на которые сейчас пытаются сделать ставку в целом ряде стран. 

«И здесь основным драйвером для нас должны стать вложения в энергоэффективность. Это основной потенциал не только снижения издержек и повышения эффективности и производительности, но и снижения вредных выбросов и выбросов парниковых газов. Это, конечно, является беспроигрышным, что называется win-win решением этих проблем», — считает Порфирьев.

Воспользоваться ситуацией, чтобы измениться

Международная юридическая и консультативная компания BakerMcKenzie опубликовала большой доклад с рекомендациями о действиях, уместных после пандемии.

Центральные банки сокращают ключевые ставки. Многие объявили о новых кредитных льготах и смягчении политики для поддержания массивных государственных трат и поддержки бизнеса. Монетарные власти играют ключевую роль в снабжении деньгами коммерческих банков, причем с целевыми установками поддержать наиболее пострадавшие компании частного сектора. Поскольку эти меры не закончатся после снятия самоизоляции, они должны создать благоприятную среду для резкого скачка в деловой активности.

Чтобы воспользоваться этой ситуацией, бизнес должен быть подвижным и готовым к снятию операционных, трудовых ограничений и ограничений спроса/предложения, пересмотреть стратегическое и налоговое планирование и бизнес-модели. Это значит, нужно структурировать новые цепочки поставок, врываться в цифровизацию, которая может позволить создать упругий устойчивый бизнес.

Применимо в России?

Член-корреспондент РАН Руслан Гринберг, научный руководитель ИНП РАН, отметил на сессии МАЭФ: «Русская экономика 30 лет подряд приговорена к периодическим кризисам, к периодическим провалам нефтяных цен и провалам экономики. Когда цены растут — растет и экономика, цены падают — падает экономика. И что, это же очевидно, и каждый раз повторяется мантра о том, что у нас нет времени на раскачку, мы должны экономику сделать несырьевой. Мне кажется это очень забавным. Если не получится сделать экономику несырьевой, то нам опять придется готовиться к очередному кризису».

Прокофьев Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).