В составе Уральского федерального округа всего шесть регионов — в свое время это был самый малочисленный округ, пока от Южного не отделили Северный Кавказ (теперь там тоже шесть регионов) и не создали Крымский федеральный округ, в состав которого входят всего два региона.
Соответственно и выборов в округе не так много по сравнению с остальными — всего 673 кампании.
Губернаторы
Губернаторов в 2015 году на Урале не выбирают вообще. Раньше планировалось, что выборы пройдут во входящих в состав Тюменской области автономиях, но еще в феврале Владимир Путин подписал поправки в закон, так что теперь они проходят через процедуру назначения.
Новая схема получилась достаточно сложная. Губернатор «материнской области», в случае Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов это Тюменская, в случае Ненецкого — Архангельская, формирует список кандидатов на пост автономии на основе предложений партий, которые имеют представительство в областном парламенте. Каждая партия может представить до трех кандидатов, всего их должно быть не менее пяти. Также предложения имеют право вносить представленные в Госдуме политические партии. Получившийся список кандидатов отсылается федеральному президенту, который выбирает трех человек и представляет их окружному парламенту. Региональные депутаты утверждают одну из выбранных президентом кандидатур в единый день голосования, то есть 13 сентября.
Причем в Ямало-Ненецкой автономии депутаты вынесут решение на полтора месяца позже — просто потому, что само законодательное собрание будет выбрано в этот день.
Несмотря на то, что формально интрига сохраняется, президент еще не внес избранные им кандидатуры на рассмотрение депутатов, очевидно, что оба губернатора сохранят свои посты.
Главу ЯНАО Дмитрия Кобылкина предложили оставить губернатором аж две партии, «Единая Россия» и и ЛДПР. Насчет будущего главы ХМАО некоторая интрига сохранялась до начала августа, когда губернатор Тюменской области все-таки сформировал свой список и отправил его президенту. В нем значилось имя Натальи Комаровой, которая возглавляет округ сегодня, и, напротив, не нашлось места для депутата Госдумы Павла Завального, которому некоторые прочили повышение.
Интересно следить разве что за кампанией Михаила Сердюка, которого выдвинула на пост губернатора ХМАО «Справедливая Россия». Он развешивает рекламные баннеры в стиле «Игры престолов», снимает ролики для YouTube, хотя граждане никак не влияют на выборы своего губернатора. Не исключено, что Сердюк таким образом готовит задел для будущей думской избирательной кампании — Югра будет отдельным одномандатным округом.
Заксобрания
От выборов в парламент Ямало-Ненецкого округа никто не ожидал никаких интриг, пока местный избирком сам ее не создал. 5 августа территориальный избирком отказал кандидату от «Родины» Сергею Власенко в регистрации на выборах по одномандатному округу в Салехарде. По мнению комиссии, кандидат не представил заявление об отсутствии изменений в сведениях о себе в положенный законом срок, при этом уведомление об отсутствии необходимой справки избирком отправил Власенко 31 июля, через два дня после окончания всех сроков по приемке документов.
Власенко, как и положено, оспорил решение избирательной комиссии в окружном суде и, как это ни странно, выиграл процесс. Но в Салехарде отказались восстанавливать кандидата, так как прокуратура оспорила вердикт в Верховном суде — но и тут Фемида оказалась на стороне Власенко, окончательное решение было принято 28 августа. Что характерно, представители Генеральной прокуратуры не стали в суде поддерживать аргументы своих коллег с Ямала.
Нельзя, конечно, сказать, что в результате всей этой истории Власенко стал фаворитом гонки, но, согласно опросам ВЦИОМ, его знают 16% избирателей Салехарда и готовы проголосовать 6%. Для сравнения, у кандидата от «Единой России» Елены Зленко рейтинг 72% и 30%, а у выдвиженки «Справедливой России» Валерии Степанченко 54% и 15% соответственно. Но то, что Вламенко получит значительную часть своих голосов исключительно благодаря неуклюжим действиям территориальной избирательной комиссии — точно.
В Челябинской области пожалуй самым интригующим моментом являются не сами выборы, а их процедура, оспоренная оппозицией в суде.
В феврале 2015 года областное Законодательное собрание приняло закон, согласно которому выдвижение кандидата и сбор подписей разделяются на два самостоятельных периода — хотя по всей остальной России эти два действия никак не разносятся по времени.
Согласно общему правилу, после объявления выборов, которое происходит за три месяца до голосования, гражданину нужно подать документы и избирком, получить удостоверение кандидата, собрать подписи в свою поддержку и сдать их в комиссию не позднее, чем за 40 дней до выборов.
Так как во многих сельских округах, население которых менее 5 тысяч человек, подписи собирать вообще не требуется, а даже в некоторых городах необходимо собрать всего пару десятков подписей — то есть обойти друзей и соседей — кандидаты часто оставляли себе на сбор подписей немного времени.
Челябинские же депутаты решили, что избирком должен заканчивать прием документов за 64 дня до выборов, то есть непосредственно на регистрацию кандидатов отводилось всего несколько недель. В случае сельских округов, где подписи собирать не требовалось, срок регистрации сократился и вовсе втрое.
В результате в Пластовском районе Челябинской области на выдвижение было отведено 13 дней, хотя федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» на выдвижение и сбор подписей предусмотрено не менее 20 дней. Аналогичные сроки действовали и для выборов в само Законодательное собрание области, которые назначены на 13 сентября.
Против нового закона выступил житель Пластовского района Николай Бортников, которому не хватило 13 дней для подачи документов для участия в муниципальных выборах — и он отправился в суд. Челябинский областной суд, что интересно, встал на сторону Бортникова и норму закона отменил. Правда, решение суда вступает в силу только во второй половине сентября, а значит может быть применено только на следующих выборах.
Выборы в Курганской области оказались еще скучнее — событием стал даже интерес полиции к агитаторам из «Единой России». Стражи порядка сочли, что раздача партийной прессы это пикет и наказала агитаторам стоять не ближе чем в 50 метрах друг от друга, именно в этом случае одиночный пикет не нужно согласовывать в администрации города.
Муниципалитеты
Зато 13 сентября будет в очередной раз опровергнут миф о невозможности прямой демократии в России. Жители Варненского района на юго-востоке Челябинской области решат, можно ли отпускать на выпас скот и домашнюю птицу в черте населенных пунктов.
Проблема в том, что спокойно гуляющие по улицам сел птица и скот уничтожают на своем пути всю растительность, что делает практически невозможным благоустройства придомовых участков, высадку цветов, кустарников и молодых деревьев. Особенно досаждают местным жителям козы. «Эти вездесущие животные из милых, симпатичных превращаются в настоящих монстров, пожирающих цветы на клумбах, саженцы молодых сосен и таких редких и очень дорогостоящих голубых елей», — говорится в статье на тему референдума в местном общественно-политическом издании «Советское село».
Раньше в челябинском областном Законе об административных нарушениях была статья, предусматривающая наказание вплоть до 500 рублей штрафа за нарушение правил содержания домашних животных, но в 2013 году областные депутаты убрали ее из законодательства — теперь полиция ничего не может поделать с теми, чьи козы спокойно разгуливают по улицам сел и съедают зеленые насаждения.
Решение проблемы нашли муниципальные депутаты: они объявили местный референдум, на котором жители должны сами либо запретить выгул скота, либо согласиться с тем, что это нормально.