будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
борьба с курением
Май 20, 2025
Страна

В борьбе с пороком можно проиграть

В борьбе с пороком можно проиграть
kurenie-151
Фото: vk.com

Желание российских властей защитить здоровье граждан вопреки желанию самих граждан приобрело какой-то маниакальный характер. Создается даже впечатление, что не в табаке и алкоголе уже дело, а в какой-то навязчивой идее борьбы с вселенским злом. Столичные депутаты, как пишут «Известия», озаботились тем, чтобы изгнать табак с Арбата, сделав улицу некурящей зоной. Шансов у инициативы не очень много, но она показательна.

Вооружившись рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, российские власти начали решительное и последовательное наступление на курильщиков. Конвенция, правда, не является документом прямого действия и предлагает лишь «для защиты всех людей от воздействия табачного дыма рассмотреть на соответствующем правительственном уровне эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры». Эффективным нашим органам власти кажется запрет курения едва ли не везде.

Фото: vk.com

 Согласно законопроекту «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» (лежит на рассмотрении в Госдуме) курение будет запрещено практически во всех публичных местах: органах госвласти, больницах, образовательных учреждениях, поездах, на рынках, в подъездах и в заведениях общепита. Если законопроект будет принят в неизменном виде (а вероятность этого весьма велика), то курильщики смогут уничтожать свое здоровье только у себя дома и в специально оборудованных курилках с вентиляцией. Законопроект не уточняет, какие требования будут предъявляться к системам вентиляции и курилкам. Да и не факт, что многие учреждения или кафе пойдут на траты, дабы угодить курильщикам.

Это, правда, мягкий вариант законопроекта, изначально в нем был и вовсе прописан полный запрет на курение в общественных местах, допускалось существование курилок только на переходный период, пока закон окончательно не вступит в силу. А пройдет если еще и инициатива столичных депутатов, то через пару лет сидящий в кафе на Арбате человек сможет выкурить сигарету только в окрестностях здания МИДа на Смоленской площади или Минобороны по другую сторону Арбата.

Тенденция общемировая, но, как справедливо отмечают табачные лоббисты, рестораторы и просто обеспокоенные потребители, выгнать курильщиков из пабов в Лондоне — одно, а в Мурманске, Магадане или даже в Москве — несколько другое. Климатом наша обширная страна как-то не вышла в отличие от Европы. Да и в культурном плане (а конвенция ВОЗ вполне делает на этот счет оговорки) имеются отличия: табакокурение пока не воспринимается в качестве безусловного греха большинством россиян и считается вполне приемлемым поведением.

Когда правительство, обосновывая необходимость запрета на курение в общественных местах, ссылается на данные соцопросов, оно просто лукавит. Дмитрий Медведев в середине октрября с целым видеобращением выступил, в котором заявил, в частности, что «более 80 процентов россиян, в том числе две трети регулярных курильщиков поддерживают борьбу с курением».

Цифра реальная: по данным недавнего опроса «Левада-центра», полностью поддерживают запрет на курение в общественных местах 56 процентов, еще 25 процентов поддерживают, но считают запреты чрезмерными. Однако есть нюанс: те же самые опрошенные полагают, что запрещать курение в ресторанах не стоит. За полный запрет выступают только 28 процентов, половина респондентов полагает, что нужно обустроить отдельные, равные по площади залы для курящих и некурящих, еще 12 процентов считают, что нужно выделить несколько столиков для некурящих. Иными словами, под общественными местами россияне понимают не совсем то же, что правительство, и далеко не так кровожадны по отношению к курильщикам, как действующий премьер-министр и Минздрав.

Фото: vk.com

 То есть правительство спасает граждан явно вопреки желанию самих граждан. Граждане выступают, скорее, за компромисс и достижение некоторого разумного баланса. Правительство — за жесткие решительные меры, со слабо просчитанными, впрочем, последствиями (в части экономической и коррупционной составляющей, эффективности мер для достижения заявленных целей с учетом культурных особенностей и так далее).

Примерно та же история и в борьбе с алкоголем. Например, «Ведомости» сообщили, что водка подорожает до 170 рублей за бутылку — такая вскоре будет минимальная цена. Логика у этого решения фискальная, и для борьбы с контрафактом такая мера вполне годится, но опять получается ущемление интересов пьющих крепкий алкоголь граждан, которых за их порок государство наказывает рублем.

Правда, в части борьбы с алкоголизмом усилия государства вызывают у граждан куда больше сочувствия. Большинство поддерживает власти и по вопросу о запрете торговли спиртным в ночное время, и по вопросу о запрете распития спиртного и пива в общественных местах (было бы недурно опять-таки оговорить, что же такое «общественные места» в сознании россиян, социологи про парки их спрашивают).

Иное дело, что наступление на права пусть даже и меньшинства (курильщиков меньше, чем некурящих, регулярно пьющих меньше, чем непьющих вовсе), но очень большого меньшинства и попытка жесткими мерами подправить социальную реальность на деле грозит слабо предсказуемыми последствиями. В том числе вполне политического плана. Как невинная в целом монетизация льгот вывела в начале 2005 года сотни тысяч пенсионеров на улицы по всей России.

Фото: vk.com

Конечно, табачный или алкогольный бунт сложнее себе представить, но резкие движения правительства могут вызвать раздражение самим правительством у очень большого числа граждан. Когда меры властей воспринимаются, как покушение на частное пространство, как избыточное применение силы, то сама власть теряет легитимность — об этом правительству нужно помнить. Во время горбачевского «сухого закона» (самой жесткой и последовательной кампании по борьбе с пьянством за последние десятилетия) был популярен такой анекдот: «Телеграмма в ЦК из Саратова: «Срочно пришлите 20 эшелонов водки тчк народ протрезвел тчк справшивают зпт куда дели царя батюшку тчк». Надо сказать, очень точный анекдот. Все ведь помнят, чем тот сухой закон закончился?

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).