Рамзан Кадыров добился своего – контртеррористическая операция (КТО) в Чечне, длившаяся 10 лет, прекращена. Национальный антитеррористический комитет (НАК) сообщил, что председатель Комитета, директор ФСБ Александр Бортников с 00:00 по московскому времени 16 апреля отменил приказ, объявляющий территорию республики зоной проведения контртеррористической операции.
В НАК отметили, что изменения в организацию антитеррористической деятельности в Чечне внесены по поручению президента Дмитрия Медведева. «Такое решение призвано обеспечить условия для дальнейшей нормализации обстановки в республике, восстановления и развития ее социально-экономической сферы», – отмечается в сообщении НАК.
Оперативному штабу в Чечне поручено оптимизировать состав сил и средств Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. В МВД России уже сообщили, что незамедлительно приступают к реализации мероприятий, связанных с отменой режима КТО в Чечне.
Указ о создании Объединенной группировки войск и сил на Северном Кавказе, а также о подготовке контртеррористической операции на территории Чечни подписал президент Борис Ельцин 23 сентября 1999 года.
О том, что режим КТО пора отменять заявил в конце марта президент республики Рамзан Кадыров, который считает, что в Чечне окончательно покончено с боевиками. Он указал, что из-за режима КТО в Чечне много ограничений, которые «блокируют внешнеэкономическую деятельность республики». Например, в Грозном нет таможни, а местный аэропорт может обслуживать только авиарейсы на внутренних линиях.
После заявления Кадырова, в НАК от властей Чеченской республики поступило предложение официально прекратить проведение контртеррористической операции в Чечне.
31 марта НАК провел совещание по этому поводу, но решения о снятии режима КТО тогда не принял вопреки ожиданиям Кадырова. В НАК решили сначала посоветоваться с другими силовыми структурами (МВД, ФСБ, Минобороны), а затем передать вопрос на рассмотрение президента Дмитрия Медведева.
В СМИ была выдвинута версия, связывающая возможное прекращение операции в Чечне не столько со стабилизацией обстановки, сколько с финансовым кризисом: будто бы властям страны приходится выбирать, на что лучше потратить деньги – дать их Кадырову на восстановление республики или тратить на содержание войск. Дело в том, что отмена режима контртеррористической операции в Чечне влечет за собой вывод из республики всех федеральных сил, размещенных там на временной основе: домой отправятся все прикомандированные сотрудники МВД, ФСБ и Минобороны. Занятые федералами объекты недвижимости перейдут в ведение силовых структур республики.
Кроме военнослужащих Внутренних войск в Чечне в командировке находятся и сотрудники органов внутренних дел из разных регионов России. Никаких дополнительных надбавок такие милиционеры в Чечне не получают с 2002 года, когда были отменены «боевые» выплаты.
При этом отмена КТО не означает вывод частей постоянной дислокации – в Чечне останутся дивизия Минобороны, погранотряд и бригада внутренних войск.
При Рамзане Кадырове был отстроен разрушенный Грозный, а тысячи боевиков перешли на службу в чеченскую милицию. Однако некоторые российские силовики говорят, что обстановка в Чечне по напряженности почти не отличается от обстановки в соседних регионах – Дагестане и Ингушетии. Во вторник МВД России сообщило, что федералы нашли в Веденском районе схрон с 60 килограммами взрывчатки. На этом чеченская милиция в Ведено заявила, что ни о чем таком не знает.
Некоторые опасаются, что после отмены КТО Грозный может сделать следующий шаг: вновь потребовать отдать Чечне право самостоятельно добывать и продавать свою нефть. Речь идет всего о 2 млн тонн нефти в год, но Москве эта идея не нравится. Впрочем, Рамзан Кадыров в недавнем интервью заверил, что нефть для него не главное.