В среду здание парламента (народного собрания) Карачаево-Черкесии было в очередной раз захвачено. Заседание парламента Карачаево-Черкесии было прервано после того, как в здание, прорвав оцепление милиции, ворвались более 150 абазинов, требовавших решить вопрос о границах города Усть-Джегута и абазинского аула Кубина. Прокуратура Черкесска уже возбудила уголовное дело по статье 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).
Абазины - это национальное меньшинство, проживающее в республике, их около 30 тысяч. Они требуют создания национального абазинского района и протестуют против решения о передаче 600 га абазинского аула в ведение города Усть-Джегута. Закон об этом депутаты приняли еще в начале года, и все это время жители Кубина пытались его опротестовать в парламенте и в судах. На этих 600 га расположен тепличный комбинат "Южный" - он обеспечивает овощами и зеленью Москву и Московскую область и дает местному бюджету около 8 млн рублей налоговых поступлений в год.
Толпа ворвалась в зал, когда депутаты рассматривали вопрос об отмене этого закона. При этом пострадали трое милиционеров, им пришлось оказывать медицинскую помощь. К блокированному крылу здания правительства республики был выдвинут ОМОН.
Тем не менее, минувшей ночью с участниками акции, проникшими в здание народного собрания и отказавшимися его покинуть, удалось достичь компромисса. Во время разговора людям, с одной стороны, пообещали разобраться в волнующих их проблемах, с другой - предупредили о решении "жестко пресекать подобные провокационные действия в отношении органов власти". После этого участники акции покинули здание и площадь перед ним. Тем не менее, сегодня перед зданием народного собрания снова появился пикет.
Глава аула Кубина Курман Архагов заявил в интервью KavkazWeb.net, что президент Батдыев скорее всего не сможет решить вопрос о границах земель в пользу абазинов, поскольку парламент его не поддерживает. По словам Архагова, тут требуется вмешательство федерального центра.
Официальные лица утверждали, что вчерашний штурм парламента был заранее спланирован. А представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак осудил попытки решать вопросы таким образом. "То, что сегодня там произошло, попытки чуть ли не захватить здание правительства, сорвать работу парламента... Я хочу просто предупредить. Предупредить всех, кто попытается незаконными методами добиваться своих узкогрупповых интересов", - пригрозил он. Силовикам было дано указание действовать решительно в случае новых попыток штурма зданий госвласти или чего-то подобного.
Отметим, что ранее таких жестких заявлений Козак никогда не делал. Очевидно, сейчас он чувствует, что ситуация на Кавказе близка к критической. В последнее время ему приходится решать слишком много проблем: разбираться с серией заказных убийств в Дагестане, утихомиривать бесланских матерей, недовольных избранием на пост главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова, и уговаривать вернуться домой жителей чеченской станицы Бороздиновская.
Жесткая реакция Козака, возможно, объясняется еще и тем, что вчерашний захват Дома правительства в Карачаево-Черкесии - уже не первый. Осенью прошлого года родственники депутата народного собрания Расула Богатырева и шестерых его друзей, убитых 11 октября на даче зятя президента Али Каитова, захватили здание Дома правительства (первый захват состоялся сразу после того, как родственники убитых провели собственное расследование на даче Каитова). Они потребовали справедливого расследования и немедленной отставки президента Батдыева. Президент оба раза сбегал, а разбираться с разгневанной толпой приходилось полпреду Козаку.