будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Эрмитаж искусство музеи
Июль 4, 2025
Страна
Зайцева Ольга

В довесок к посещению Эрмитажа

В довесок к посещению Эрмитажа
1_nXhnO9X

В социальных сетях обсуждают выставку фламандского художника Яна Фабра в Эмитаже. Выставка представляет собой ряд композиций с использованием чучел животных и частей их скелетов в сочетании с яркими декоративными элементами. В силу неоднозначности впечатления от нее мнения о выставке и ее организаторах высказываются самые разные, от восхищенных от резко негативных.

Выставка «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния – воин красоты» необычна еще и тем, что организована сразу в нескольких зданиях и во многих залах музея «Эрмитаж». По замыслу автора работ, утверждают критики, благодаря этому его произведения вступают в диалог с давно признанными произведениями искусства.

Об открытии выставки, намеченном на 22 октября, сообщалось заранее. Многие планировали посетить ее хотя бы из одного интереса к автору, чье имя в последние годы стало широко известным. Кроме того, известно было, что часть экспонатов выставки Фабр создал специально для нее.

«И ура!
Ян Фабр в Питере!
Некоторые его работы (например, "Измеритель облаков", который последний раз видели во Флоренции) считаю гениальными. В Эрмитаж! На Фабра!», – писал, например, старший партнер в компании «Тренинг-Бутик» Марк Кукушкин из Москвы.

Однако при ближайшем рассмотрении экспонатов или просто фоторепортажей с выставки некоторые решали, что в целом она производит не менее шокирующее впечатление, чем репортажи о деятельности живодеров. Другие, в том числе представители самого Эрмитажа, высказывались в том смысле, что основным посылом проекта является именно гуманистический посыл, необходимый для воспитания человечности.

Дискуссии по поводу выставки развернулись в социальных сетях быстро и были довольно горячими. Ее противники и сторонники даже ввели собственные хештэги -  #позорэрмитажу и #позорпозору, а также #кошкизафабра.

Политолог Григорий Гуринский еще 30 октября написал в своем блоге в «Живом журнале»: «В Эрмитаже недавно открылась выставка Яна Фабра "Рыцарь отчаяния - воин красоты" Так как я раньше про него ничего не слышал, то на первые залы с его работами, которые попались нам на нашем обычном пути, мы проигнорировали. А потом в зале фламандской живописи XVII века я увидел зайца.<…> Если хотите что-нибудь необычное увидеть в историческом музее – приходите в Эрмитаж.»

Запись сопровождалось многочисленными иллюстрациями. Позже, узнав, что его фотографии переопубликовывают в Сети в записях негативного толка, Гуринский пояснил на своей странице в Facebook: «Вчера узнал о том, что некоторым согражданам не нравится выставка Яна Фабра в Эрмитаже. Проверил почту – а там письма, что мой пост цитируется ботами (фотографии взяты) как раз в целях показа "ужаса, который развели в музее". На всякий случай даю ещё раз ссылку на тот пост, призываю сходить в Эрмитаж, выставка отличная, ну и #позорпозору».

Отзывы неприятно пораженных пользователей были более эмоциональными. «Я просто в шоке. О каких нравах и о каком наказании для живодерок из Хабаровска речь, если Эрмитаж выставляет этот ад на всеобщее обозрение и более того – "народ хавает". Нет слов. #позорэрмитажу», – написала на своей странице в Facebook пользователь Юлия Эстрина из Москвы.

«Кто и зачем допустил выставку какого то извращенца в Эрмитаже? Пиотровский лично и публично должен объяснить петербуржцам какого чёрта делают висящие на крюках животные во вверенном ему музее!», – высказалась пользователь Катерина Шурыгина из Санкт-Петербурга. «Я совсем потеряла все устои. Это просто.... даже не знаю, каким словом назвать... Кто-то ставит опыты над Петербургом?», – отреагировала на сообщение и фото читательница блога Ксении Полина Морозова.

Те, кто придерживаются подобных взглядов, оценивают творчество Фабра как «эпатаж из разряда «на грани» и даже высказывают сомнения в том, насколько хорошо руководство Эрмитажа разбирается в искусстве. Некоторые любители животных даже выступили за закрытие выставки, именуя ее опасной для детской психики и бескультурной. Против выставки высказываются и достаточно известные люди. «У руководства эрмитажа вообще все с башкой плохо???? ((((( Позорище ((((((», – написала, например, на своей странице в соцсети Instagram певица Елена Ваенга.

Однако музей отказался закрывать выставку, объяснив, что Фабр не убивал животных, а, напротив, так пытается обратить внимание на жестокое обращение с ними. Эти пояснения у многих также вызывали раздражение. «Чье внимание обратить? Живодеров? Так они и придут получать удовольствие. У других адекватных это вызывает только ужас и отторжение. А нельзя ли пропагандировать гуманное отношение к животным более традиционными методами – посредством положительных эмоций через восхищение и умиление разнообразием живой природы?», – возмутилась пользователь Валентина Хомутовская.

«Я сильно извиняюсь, а это вот висящее чучело ротвейлера в праздничной атмосфере как бэ выражает мысль Фабра о недостаточном внимании к защите животным?», – разделила ее недоумение и пользователь Ксения Акулова из Москвы. «Вы действительно считаете, что такие выставки – искусство? Это же пропаганда жестокости!», – выразила негодование пользователь Светлана Широкова (Svetlana Shirokova) из Москвы, сопроводив свою запись фотографией чучела зайца, повешенного у картины из постоянной экспозиции.

«Организатор выставки работ Фабра не в курсе, что сам Фабр считает главной идеей своей экспозиции: Фабр ему про то, как выглядит смерть, в чём её природа, и от скудоумия или извращения только позы замученных животных он связывает с идеей смерти. А организатор выставки заявляет, что выставка о защите животных. Приюты, ау, давайте завалим нью-защитника с просьбами о пожертвованиях? Не въезжает мужик, до какой степени он не въезжает», – считает пользователь Любовь Баганова из Москвы.

«Ограничения по возрасту там есть хотя бы? Мне разное искусство не чуждо. Да и на вскрытиях по профессии бывала. Но минимум сниться будут. Факт. Возникают вопросы. Почему не мозаики? Почему Эрмитаж? Зачем и кому нужна новая провокация на фоне уже произошедших не так давно? Хм. Видимо всех уже "поперевыставляли"… Даже мне со стороны кажется, что прямо ответка какая-то на "Девочку с персиками" и "Девятый вал".

Обидно за искусство. Не в политике ему место», – высказала мнение пользователь Ольга Каика (Olga Kaika), ныне проживающая в США. 

Министерство культуры дистанцировалась от обсуждения, что тоже вызвало двойственную реакцию. «Выставка в Эрмитаже – потрясающий Фабр!

Но самое потрясающе, что прям до глубины души – комментарий (специальный!) Минкульта РФ, разрешающий сие безобразие: "Действительно, выставочный проект «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния – воин красоты», представленный в Государственном Эрмитаже, вызвал широкий резонанс, контрастируя с признанными шедеврами мирового искусства. Государственный Эрмитаж, как и другие российские музеи, имея достаточно широкую независимость и свободу, самостоятельно определяет приоритеты выставочной деятельности, их тематическую направленность, художественное решение и дизайн..."

Ого! После стольких запретов и скандалов все же признано, что музеи знают лучше, они специалисты, и дано согласие на смелые эксперименты! Браво, Минкульт!!!», – отметили в открытой группе «Журнал «Дом культуры» в Facebook. В то же время некоторые пользователи признали, что начинают задумываться о пользе цензуры.

Искусствовед Дмитрий Шпаков, выпускник Академии художеств имени Репина в Санкт-Петербурге задался вопросом: «Дорогие друзья и сочувствующие. Вопрос вопросов для культурной столицы. А как вы относитесь к выставке Яна #Фабр'а "Рыцарь отчаяния – воин красоты" в #Эрмитаж'е?

Напомню, что за последние дни в сети появилось сразу несколько критических высказываний в адрес инсталляции из чучел различных животных, от домашних до диких. А пользователи запустили в соцсетях хэштег #позорэрмитажу.

И что для Вас менее приемлемо – выставка с чучелами животных или не так давно прошедшая в Москве выставка фотографий Джока #Стерджес'а "Без смущения".
Да и в целом, имеет ли право на жизнь современное искусство в такой консервативной и духовной стране как #Россия?»

«Меня смущало, что из животных делали чучела, ради искусства или псевдоискусства (тут уж каждый оценивает сам), но выяснилось, что животные подбирались уже мертвыми. Их сбили машины и бросили. Товарищ советует идти, я пока не решила. Детям я бы это показывать не стала. А запрещать тем более глупо. Не нравится – не идите!», – отозвалась на это пользователь Юлия Рэд (Julia Red).

«Выставку я видела, не специально шла на Фабра, просто шла через залы, кстати, это не главное здание Эрмитажа, а Главный штаб. Выставка не поразила совершенно. Есть более красивые работы, человек из железных кнопок, есть кошки, но и они как-то не запали в душу. А в чем причина возмущений общественности? Нигде не сказано, что кошек забили для выставки. Ну чучело. Товарищи, вы не были в зоологическом музее? А в Кунсткамере? У нас люди помирают на улицах!!! У нас бомжей полчища!!!! Люди никому не нужны!!!! Вас это не канает, товв. Филинов и Ваенга?? Лучше бы отстегнули хоть копейку от своих миллионов на приюты.

А эстетически выставка не пошлая, местами интересная. Давайте гнать один классицизм? Знаете, что получим? Лицемерие и фарисейство!!!», – отметила пользователь Наталья Еремина из Москвы.

«В Амстердаме есть музей, где экспонатами служат реальные человеческие тела. В общем, это "настоящая европейская культура". Не понимаю, да, зачем такое выставлять в Эрмитаже», – заключила пользователь Елена С. из Екатеринбурга. «Думается, что подобное должно выставляться в отдельных галереях, а не быть обязательным довеском к посещению Эрмитажа», – высказалась мягче пользователь Марина Ульянова из Воронежа.

«Про "художника" уже всё сказали. Но я бы предельно пристально постарался бы разглядеть тех, кто разрешил эту выставку в Эрмитаже. Как по мне, так это гнусная провокация. Даже и несмотря на то, что любое искусство, само по себе является формой провокации. 

Не думаю, что музей такого масштаба и с такой историей, должен становиться капищем безумных креаклов со спиленными мозгами. Этой экспозиции трупов животных, самое место в каком-нить жутко "элитарном", закрытом клубе», – высказал сходное мнение пользователь Алексей Ворошилов из Москвы. 

Зайцева Ольга
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).