Михаил Фрадков объявил сегодня список руководителей второго и третьего звена в правительстве – федеральных агентств и служб. Туда перекочевали практически все чиновники из старого кабинета Касьянова. Не нашлось в новом правительстве места только Игорю Иванову (экс-глава МИДа), Илье Южанову (экс-глава МАПа) и Владимиру Яковлеву (экс вице-премьер).
Накануне премьер обнародовал новую трехзвенную структуру правительства: министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Однако по кадровым назначениям судить о следовании курсу кардинальной перестройки правительства сложно.
О том, будет ли правительство действительно менять свою структуру в соответствии с принципами проводимой административной реформы, рассуждали известные политологи.
Правительству будет очень сложно заниматься административной реформой внутри себя, но в этом ему поможет Дмитрий Козак. Так считает президент фонда “Экспертиза” Марк Урнов. “Будет срабатывать некий ограничитель на темпы работы правительства либо в направлении реформы внутри него, либо в направлении реорганизации экономики. Одновременно заниматься и тем, и другим очень сложно. Кроме того, при сокращении количества министерств произошло увеличение подчиненных им структур, и люди, которые возглавят эти ведомства, вряд ли будут являться носителями идеологии административной реформы. Для этого в правительстве и есть Козак. Именно он будет проводить волю Кремля и служить катализатором перемен”, - сказал Урнов в интервью “Полит.ру”.
Главным последствием структурных изменений в правительстве аналитик считает изменение его роли в системе власти. А также проявление уже немного подзабытой советской черты – “когда более значимыми являются неформальные фигуры, в отличие от формально более вышестоящих чиновников, как в случае с Козаком и Фрадковым, например”.
Алексей Макаркин, аналитик Центра политических технологий, считает, что правительству будет крайне сложно преодолеть разбалансировку на персональном уровне между руководителями министерств и подведомственных структур. “Существуют две модели: первая – министр формирует собственную команду и на вверенном ему участке расставляет свои кадры. Вторая – из старых структур приходят кадры с огромными амбициями и высоким статусным уровнем. По своему статусу во власти они зачастую выше своих руководителей, что, конечно, сильно осложняет совместную работу”.
По мнению аналитика, задумав революционную перестройку аппарата правительства и предложив радикальную схему его работы – трехзвенную структуру, власть тем не менее не решилась задеть интересы тех людей, кого представляло старое правительство. “С ними решили не воевать. И при кардинальной схеме реформирования на кадровом уровне никаких революций не произошло. Таким образом, вариантов развития у нового правительства два. Либо реформа продолжится и пройдет на всех уровня – стремления к чему пока не наблюдается, либо увязнет в человеческом факторе”.
При этом не до конца ясно, как изменится и изменится ли система лоббирования в правительстве. Произойдет ли в связи с новыми назначениями передел сфер влияния и какие группировки будет иметь преференции. Одно в этом вопросе ясно - правительство осталось единственной площадкой для лоббирования различными финансово-промышленными группами своих интересов. Дума теперь этой функции выполнять не может.
Марк Урнов считает, что схема лоббирования интересов останется прежней: “Ведь в правительстве остались те же самые люди, с которыми переговоры и велись”. Алексей Макаркин считает, что окончательно схема лоббирования определится чуть позже, когда утрясутся все кадровые перестановки и будет ясно, как выстроились отношения между главами министерств и подведомственных им структур. “Когда новые люди войдут в курс дела и постараются подчинить себе службы и агентства, тогда и произойдут серьезные изменения”, - считает Макаркин.