будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Украина сепаратизм Владимир Путин Петр Порошенко
Май 25, 2025
Страна
Карпюк Илья

В Минск, навстречу миру

В Минск, навстречу миру
pupo
Иллюстрация: zn.ua

Во вторник, 26 августа, в Минске должна состояться встреча президента Украины Петра Порошенко и президента России Владимира Путина. Формально это будет частью обсуждения отношений Украины и стран Таможенного союза в связи с подписанием Киевом договора об ассоциации с ЕС, однако все понимают, что переговоры двух глав государств, если они все-таки состояться, будут, по факту, мирными.

О важности переговоров говорит и наличие посредников из Европейской комиссии, и их статус: в Минск планируют прилететь высокий представитель ЕС по вопросам безопасности и внешней политики Кэтрин Эштон, вице-президент Еврокомиссии, комиссара по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер и комиссар по вопросам торговли Карл де Гухт.

Договоренность о проведении саммита — уже немало, но пока главы двух государств не встретиться, говорить об успехе рано, а поводов для отмены переговоров множетсво.

В пятницу российский гуманитарный конвой все-таки пересек границу и направился в сторону Луганска. Москва решила не спрашивать разрешения у Киева для пересечения границы, не было организовано даже сопровождения Красного креста.

Глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайенко заявил, что Киев во избежание провокаций не будет применять силу к российскому гуманитарному конвою, однако охарактеризовал переход границы как вторжение. «Мы называем это прямым вторжением. Под циничным прикрытием Красного Креста это военные автомобили с документами прикрытия. Последние дни мы стали свидетелями четко спланированной и опасной рискованной провокации против Украины с <…> использованием уважаемой международной организации Красного Креста», — заявил Наливайченко.

После такого проводить встречу на высшем уровне особенно сложно — как правило, мирные переговоры начинаются не сразу после вторжения, а после завершения кампании, или когда стороны оказываются в патовой ситуации.

Тем более пока непонятно, какие позиции будут занимать стороны на переговорах, которые пока что запланированы.

Для президента Петра Порошенко идеальным вариантом было бы начать переговоры, а уж тем более подписывать мир после того, как украинские военные займут крупнейшие подконтрольные сепаратистам города — Донецк и Луганск. Тем более обидно объявлять перемирие сейчас, потому что силы АТО стоят в ближайших пригородах этих городов, а Луганск и вовсе находится практически на осадном положении.

Особенно неприятно вести мирные переговоры без окончательной победы в преддверии парламентских выборов — представитель президента Порошенко уже анонсировал роспуск Рады 24 августа, в день независимости Украины. По новому закону на подготовку выборов отводится 45 дней, значит голосование состоится в начале октября.

Официальная позиция украинских властей состоит в том, что силы, которые заявили об отделении Донецкой и Луганской областей от Украины, являются террористическими. Таким образом как бы предполагается, что местное населения является как бы заложником ситуации, а воюют внешние силы — например, россияне.

Учитывая эту позицию, вести мирные переговоры особенно странно — если террорист берет заложников, то можно их обменять на деньги или возможность уйти от правосудия, но странно вести переговоры о том, оставлять ли заложников в руках преступника.

Владимира Путина также сложно назвать главным интересантом мирных переговоров. Начать можно с того, что официальная позиция Москвы заключается в том, что Россия не имеет вообще никакого отношения к происходящему на востоке Украины. Все российские граждане, которые долгое время возглавляли движение сепаратистов, появились там по доброй воле — Конституция России позволяет ее гражданам свободно покидать страну в любой момент.

Чуть ли единственное официально признанное Москвой участие в конфликте — тот самый гуманитарный конвой, несколько сот достаточно странных грузовиков с подозрительно небольшим грузом, которые в пятницу пересекли границу и оказались на территории, которую контролируют ополченцы.

В том числе и поэтому переговоры в Минске заявлены как торговые — Украина собирается открыть свои границы для европейских товаров, в ответ Таможенный союз вводит дополнительные ограничения для украинских производителей и это все требует детальных согласований.

Правда, обычно такие дела решают на уровне специальных комиссий, заместителей министров или, в крайнем случае, министров — никакие президенты не станут вникать в тонкости пограничного таможенного контроля.

Многие на Украине надеются, что Москва решила «слить» сепаратистов — за последние недели все лидеры сопротивления-российские граждане по различным причинам сложили с себя полномочия и, в массе своей, покинули территорию Украины. В Киеве считают, что России не удалось присоединить Донбасс так же просто, как и Крым и теперь Кремль постепенно сдает позиции.

Даже если все предположения и надежды Киева правда, вести мирные переговоры на правах проигрывающей стороны Владимир Путин явно не станет. Возможно именно поэтому в последнее время руководящие посты в сепаратистском движении занимают местные граждане — но тогда и вести переговоры необходимо с ними, а не с Владимиром Путиным.

Пожалуй единственная сторона, которая заинтересована хоть в каких-то мирных договоренностях, причем заключенных как можно быстрее — европейская бюрократия. Мир на востоке Украины может привести к отмене взаимных санкций ЕС и России, что, в свою очередь, заметно сократит довольно неприятные расходы союзного бюджета на компенсацию вреда от санкций итак надоевшим местным фермерам и странам Восточной Европы. Примирение при посредничестве уходящего осенью в отставку главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу даст ему неплохой шанс остаться в политике и после истечения полномочий.

Зато есть в Европе человек, который окажется в плюсе при любом раскладе — это Александр Лукашенко. Если переговоры состоятся, то он сможет присвоить себе лавры миротворца, ведь проходили они на белорусской земле. Если переговоры сорвутся, или мирное соглашение так и не будет подписано, Белоруссия сможет получать выгоду от торговой войны Москвы и Брюсселя. Главное — не отвечать на вопрос «Кому выгодно?», а то получится, что войну на востоке Украины ведет лично Александр Лукашенко.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).