В офисе фонда "Открытая Россия", лидером которого является Михаил Ходорковский, начался обыск. Как сообщил в эфире "Эха Москвы" директор программ фонда Александр Осовцов, еще вечером 5 сентября ОМОН блокировал одно из зданий фонда, а утром в четверг сотрудники Генпрокуратуры вошли в офис "Открытой России" с намерением произвести обыск и изъять документы.
"Я это расцениваю как намерение лишить Михаила Ходорковского возможности заниматься общественной деятельностью и как стремление ликвидировать все благотворительные, общественные проекты, которые вела "Открытая Россия", - сказал он. Осовцев также подчеркнул, что сотрудникам прокуратуры будут предоставлены любые документы.
Группа следователей в количестве 10 человек с удостоверениями сотрудников Генеральной прокуратуры РФ зашла в здание МОО "Открытая Россия", предъявив постановление о выемке документов по делу о легализации доходов в рамках "дела Ходорковского-Лебедева". Согласно пресс-релизу фонда, одновременно в региональных филиалах общественной организации были вызваны на допрос ряд директоров, пока, как им объяснили, в качестве свидетелей. Следователей в основном интересовали "схемы, которые используются для финансирования филиалов", хотя по своему статусу филиалы не являются юридическими лицами, не имеют расчетных счетов и не могут производить никакие операции с денежными средствами.
Как сказала в беседе с корреспондентом "Полит.ру" директор программ и член правления "Открытой России" Ирина Ясина, она не представляет, что можно искать в фонде, реализующем лишь образовательные программы, и зачем все это нужно, когда документы - протоколы, банковские отчетности - все находятся в открытом доступе. Более того, проводя обыск, сотрудники правоохранительных органов требуют первые копии финансовых документов. Но в настоящее время, по словам Ясиной, параллельно в "Открытой России" проходится плановая налоговая проверка, для которой тоже нужны первые копии документов. Проводящие обыск, в свою очередь, копии делать и принимать отказываются.
"Вот такой цирк. Сейчас тут органы заинтересовались учебником польского языка у одного из наших сотрудников. Может, предъявят нам обвинения в сотрудничестве с недружественными странами?" - пошутила Ирина Ясина.
Напомним, что две недели назад обозреватель ОРТ Михаил Леонтьев обвинил "Открытую Россию" в финансировании плана конституционного переворота в России, ссылаясь на бумаги, изъятые в ходе одного из ранее проведенных обысков. Редакция "Полит.ру" тогда связалась с Михаилом Леонтьевым и попросила его предоставить эти документы для ознакомления, на что журналист ответил согласием. В распоряжении редакции оказались факсимиле неких документов, из которых следует факт возможного перевода на 800 тыс. долларов, переведенный из фонда "Открытая Россия" в "Фонд развития парламентаризма".
За последний год "Открытая Россия" выдержала 20 проверок. Помимо налоговых органов разного уровня туда приходили комиссии из Министерства юстиции, Государственного Таможенного комитета, Московской Государственной инспекции труда Федеральной службы по труду и занятости, прокуратуры Москвы, Московского городского фонда обязательного медицинского страхования. Нарушений выявлено не было.
"Мы расцениваем действия Генеральной прокуратуры как давление на организацию, которая ставит перед собой исключительно образовательно-просветительские задачи, действует исключительно в правовом поле, что подтвердили многочисленные проверки. Это попытка запугать людей только потому, что они работают в организации, председателем правления которой является М.Б.Ходорковский" - говорится в пресс-релизе "Открытой России".
Крупномасштабные обыски и выемки документов в офисах ЮКОСа начались еще в среду. Следователи Генпрокуратуры пришли в офисы компаний Адвокатское бюро АЛМ-Фельдманс (это бюро, в котором работает адвокат Ходорковского Елена Аграновская, в 2003 году там активно велись обыски, и против нескольких сотрудников фирмы ведется следствие), ООО Инвестиционный банк Траст, ООО Национальный банк Траст, ООО ЮКОС-ФБЦ - это некогда дочерние компании ЮКОСа, перешедшие под контроль менеджеров. Также следователи проводили обыск по адресу Жуковка-88, где расположен офис одного из адвокатов Михаила Ходорковского - Антона Дреля.
Как объяснила Генпрокуратура, обыски проводились "в рамках расследования уголовного дела о легализации денежных средств, добытых преступным путем рядом сотрудников НК ЮКОС совместно с другими лицами". Следствие утверждает, что в течение 2000-2003 годов некоторые руководители и сотрудники ЮКОСа похитили и вывели за рубеж около $7 млрд.
В четверг обыск в Жуковке-88 был возобновлен. Антон Дрель считает, что главная причина происходящего лежит не в юридической, а в политической плоскости и связана с непрекращающейся общественно-политической активностью Ходорковского.
Возможно, после обысков последует предъявление новых обвинений Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Недавно они были приговорены к 8 годам и вскоре должны быть отправлены в колонию, однако, если появятся новые обвинения, то этого не произойдет.
Сегодня начальник департамента экономической безопасности МВД Сергей Мещеряков сказал журналистам, что вчерашние обыски связаны не только с "делом ЮКОСа", но и с другими уголовными делами, связанными с отмыванием денег различными банками.