Уже в 2014 году в России на федеральном уровне будут введены предельные сроки ожидания медицинского обследования или осмотра врачом-специалистом. Для большей части методов диагностики они не должны превышать двух недель, некоторых технически сложных процедур россияне будут ждать месяц. Об этом сообщила министр здравоохранения Вероника Скворцова.
Также в 2014 году будут определены предельные сроки ожидания плановой специализированной, высококвалифицированной медицинской помощи.
Сегодня в России существуют базовые и территориальные программы государственных гарантий, получаемых владельцами полисов обязательного медицинского страхования. Конкретно предельные сроки ожидания медицинской помощи — консультаций врачей-специалистов и диагностических исследований — устанавливаются на региональном уровне и согласуются с территориальными фондами ОМС.
Однако, например, в Москве никаких установленных законом или распоряжением городского правительства предельных сроков нет в принципе. То есть проведения эхокардиограммы можно ждать пару дней, а можно — много месяцев. Подавать жалобы фактически некуда — государственные поликлиники и больницы действуют в обоих случаях строго по инструкциям.
В результате пациент зачастую вообще остается без помощи из-за того, что не хочет разбираться в тонкостях организации медицины. Слишком сложная для обывателя система обязательного медицинского страхования, вечно реформируемые медицинские учреждения, взаимоотношения поликлиник и больниц, региональных и федеральных: все это может заставить сдаться и пойти в аптеку за гомеопатическими сахарными шариками кого угодно.
Тем более, что как раз столичный Департамент здравоохранения проводит сейчас эксперимент по переводу целых больниц на самообеспечение, вынуждая их продавать пациентам дополнительные услуги, например, сиделок.
Во всех других 82 регионах страны те или иные сроки предоставления медицинских услуг установлены. Например, диагностического исследования в Петербурге не придется ждать более 14 дней, в Томской области — 10 дней, в Нижегородской области — 5 дней. Во всяком случае, если эти сроки будут нарушены, то можно подавать мотивированную жалобу в региональный фонд обязательного медицинского страхования и другие инстанции.
Ситуация в Москве выглядит тем более позорной, что именно в столице нет ни дефицита врачей, ни, тем более, проблем с техникой — на модернизацию здравоохранения город потратил около 100 миллиардов рублей, а всего в год на отрасль только из городского бюджета идет 200 миллиардов.
Единственный официальный столичный документ, в котором хоть как-то упоминаются сроки оказания медицинских услуг — программа «Развитие здравоохранения города Москвы», в которой указано, каких показателей, в том числе в скорости оказания услуг, желательно достичь к 2016 году. Однако этот документ задает желательные показатели, но не обязывает столичную систему здравоохранения достигать их.
Если предложение Вероники Скворцовой будет принято, столичным властям ничего не останется, кроме как подстроиться под новые федеральные нормативы. Практически всем остальным регионам страны ничего менять не придется — они и так укладываются в показатели 2 недели для всех услуг и месяц для технически-сложных процедур.
На заявление министра здравоохранения уже отреагировали представители самой заинтересованной группы граждан — пациентов. Президент «Лиги защиты пациентов» Александр Саверский заявил РИА Новости, что уже давно предлагал министерству установить в стандарте оказания медицинских услуг, помимо перечня диагностических исследований, еще и предельные сроки их проведения, а также ответственность, которую должны нести медицинские учреждения в случае нарушения правил.
Саверский в качестве примера привел стандарт лечения пневмонии, в котором сказано, что больному необходимо сделать рентген, но нет ни слова о том, в какой срок необходимо провести исследование. «Стандарт, при котором рентген можно сделать и через полгода — это, конечно, полнейшая нелепость», — сказал Саверский.
Поддержал министра и сопредседатель Всероссийского союза пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев, который также отметил, что разговоры о введении сроков ожидания идут уже очень давно.
«Чем более четко и жестко будет регламентирована маршрутизация пациента, тем будет лучше для всех. Такие документы позволят понимать, что такая-то помощь должна быть оказана в такие-то временные рамки, в то же время это будет стимулировать лечебные учреждения к выполнению этих норм», — сказал Жулев. Он напомнил, что в законе об охране здоровья в качестве одного из прав пациента прописан принцип рационального использования его времени. «Время пациента тоже надо учитывать и уважать, потому что это пропущенная работа, занятия в школе и так далее», — отметил он.
Жулев рассказал, что к нему постоянно поступают жалобы на слишком длинные очереди к специалистам, которые занимаются серьезными заболеваниями и, в теории, должны работать наиболее оперативно. Также нередки случаи фактически вымогания денег, когда пациенту предлагают сделать, например, МРТ бесплатно через несколько недель или платно — но прямо сейчас. «Мы считаем это категорически неправильным, особенно в государственных бюджетных учреждениях», — подчеркнул он.
Сверский уверен, что очереди — один из главных способов выдавливания пациента из бесплатной в платную систему здравоохранения. По его мнению, государство может заставить больницы и поликлиники работать быстрее, если введет экономические стимулы.
Российское здравоохранение, которое в 1990-е годы в условиях недофинансирование разделилось на две неравные части — плохое и платное — в последние годы получает достаточно заметные вливания как из федерального, так и из региональных бюджетов. Конечно, в тех же Соединенных Штатах на одного пациента тратится на порядок больше средств, чем в России, но еще несколько лет назад разрыв был еще больше.
Теперь правительство, которое выделяет столько денег на медицину, справедливо посчитало, что вправе требовать от отрасли и некоторых качественных показателей — в том числе и установления предельного времени оказания медуслуг. Остается надеяться, что новую затею удастся успешно проконтролировать.