будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Страна

В плену интерпретаций

В плену интерпретаций
drakon

На сайте Всероссийского центра изучения общественного (ВЦИОМ) мнения размещен пресс-релиз с данными очередного опроса. В поле зрения социологической службы попал созданный в прошлом году Следственный комитет при прокуратуре. "О том, что образована новая правоохранительная структура - Следственный комитет при прокуратуре РФ - известно немногим более трети россиян (36%).  Создание Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации позволит более эффективно бороться с коррупцией в органах власти, считает половина россиян (49%). Пессимисты, считающие, что не позволит, составляют только 16%. Треть опрошенных (35%) затрудняются с прогнозом», отмечается в пресс-релизе.

Неплоха, на первый взгляд и осведомленность граждан о том, чем непосредственно занимался СК. «Среди преступлений прошлых лет, расследованием который занимался Следственный комитет при прокуратуре РФ, наиболее известен обществу - взрыв автобуса в Тольятти (27% слышали об этом). Об убийстве несовершеннолетней в Ленинградской области, подрыве Невского экспресса и деле заместителя министра финансов РФ Сергея Сторчака, что-то знают, слышали по 17-18% россиян. Каждый второй ничего не слышал ни об одном из этих дел. Каждый десятый (12%) затрудняется ответить, известны ли ему эти дела".

Что такое 36 процентов – много это или мало, о чем нам говорит эта служба? Кажется, что не так уж много. Факт: многие коллеги, даже профессионально занимающиеся политической журналистикой путаются до сих пор с СК. Проблема в непубличности силовых структур, непонятности реального распределения полномочий, непрозрачности почти всей деятельности. Вот и возникают вопросы вроде – да-да, Следственный комитет, только вот при чем? При МВД, ФСБ или прокуратуре? Кажется, при прокуратуре, но может быть и при любой другой структуре.

С делами тоже не все однозначно. То есть, дела-то конечно громкие, только вот какую роль в их раскрытии сыграл Следственный комитет? Вообще, больше всего запомнилось, то как глава Следственного комитета Быстрыкин. Выступает с какой-либо очередной инициативой, как реорганизовать систему следствия, побороть коррупцию или создать (не создать) новое суперведомство. Опять –таки критика его в адрес коллег хорошо запоминается - больше всего критика собственно Генпрокурора и его инициативы.

Но, быть может, граждане осведомлены не хуже, а даже лучше знают, как работает СК? Из опроса, правда, этого никоим образом не следует. Так, «свыше половины опрошенных пока затрудняются выразить своё отношение к тому, что Следственный комитет при прокуратуре РФ стал самостоятельной структурой, осуществляющей независимое расследование, а за прокуратурой остались функции надзора за следствием».

Большая часть опрошенных предпочли ответы с сослагательными формулировками. «Кажется», «что-то слышал», «где-то видел» и в целом непонятно, знают ли россияне про этот комитет или вводят социлогов (вводятся социолгами) в заблуждение. Показательно было бы включить вопрос "как зовут главу следственного комитета". Если бы мы получили количество правильных ответов, близкое к статистической погрешности, мы поняли бы, что этим "49 процентам оптимистов" не хотелось "неудобно выглядеть" перед социологами.

Заявление, что 36 процентов россиян, что знают об СК, - тоже немного от лукавого. "Много слышали" - 4 процента, "кое-что, но неточно" (т.е. возможен и такой вариант расшифровки «может я и не слышал, но мы телевизор смотрим, политикой интересуемся и вообще грамотные»)- 32. Впервые услышали от социологов - 58 процентов опрошенных.

Таким образом, в качестве результата представлены данные, которые практически не поддаются однозначной интерпретации. ВЦИОМ трактует данные положительно: по оценке директора ВЦИОМ по коммуникациям Ольги Каменчук, «учитывая столь молодой возраст Следственного комитета при прокуратуре РФ (подразумевается, что он создан недавно – «Полит.ру»), можно говорить о довольно высоком уровне ожиданий россиян от его работы». Можно же сказать и противоположное: работа комитета продолжается целый год, но о ней почти никто из россиян практически ничего конкретного сказать не может. Это опять-таки к вопросу об информационной закрытости силовых органов.

Но есть и иное обстоятельство. Если бы комитет достиг небывалых успехов, скажем, в борьбе с коррупцией и рассказал (а с чего бы ему не рассказать?) об этом гражданам, надо полагать, что его деятельность больше бы запомнилась гражданам. Тут же возникает вопрос о ценности опросов такого рода, результаты которых отражают не некоторое реальное знание (незнание), наличие тех или иных представлений о предмете опроса. Например, о Следственном комитете. Если бы речь шла о выборах мэра небольшого города, можно было бы предположить, что перед нами индуцирующий (формирующий мнение) опрос, когда целью является а) ознакомить избирателей с тем, что есть кандидат Иванов, б) Иванов – самый хороший кандидат, в) остальные кандидаты – плохие.

Коль скоро выборка в 1600 россиян вряд ли способна оказать прямое или даже косвенное действие на восприятие СК, а в окончательную и бесповоротную победу над коррупцией мало кто поверит, мы имеем дело с иным документом.

Возможно, что опрос – это такой способ мониторинга того, видели ли россияне Бастрыкина по телевизору и удалось ли им зафиксировать, что это он «посадил коррупционера Сторчака». Тут уже впору задуматься - нужны ли такие опросы самим россиянам? Хотя если речь идет об освоении неких медиа-бюджетов и бюджетов на «исследования», то несомненно имеется много интересантов.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).