В структуре имиджа В.Путина, в предсталении СМИ, можно выделить несколько четко выраженных компонентов. Объектами нашего исследования стали два из них: "Чечня" и "социалка". Выбор именно этих направлений не случаен v в адрес Путина постоянно раздаются упреки, что-де контртеррористическая операция в Чечне v это вовсе не борьба с терроризмом, а предвыборная PR-акция, с помощью которой он, собственно, и держит свой рейтинг. Аналогичные заявления приходится слышать в адрес и.о. президента и по поводу его шагов при решения некоторых социальных проблем с помощью денег: ликвидация долгов по зарплате, прибавка к пенсиям, увеличение расходов на образование, увеличение размеров пособий, и т.д. Оппоненты Путина заявляют: все эти "меры" v не более чем заигрывание с народом накануне выборов. Ельцин, мол, тоже много чего обещал в 1996 году, а после победы на выборах благополучно забыл про свои посулы.
Обоснованы ли упреки в адрес Путина или нет, но совершенно ясно, что обещания властей решать подобные проблемы (борьба с террористами и бедностью) всегда имеет ярко выраженный популистский характер. Поэтому накануне выборов всегда полезно посмотреть, каким образом "популистические" действия власти отображаются в СМИ - ведь именно СМИ, в конечном итоге, оказывают решающее воздействие на общественное мнение. Руководствуясь этими соображениями, мы исследовали имидж Владимира Путина, формируемый средствами массовой информации, в координатах "Чечня" v "социалка", что позволило сделать некоторые наблюдения по поводу его дрейфа в сторону той или иной компоненты.
Исследования проводились путем анализа потоков публикаций о Владимире Путине, напечатанных в московской и региональной прессе с августа 1999 года по 10 февраля 2000 г. Всего было проанализировано 23 тысячи документов о Путине (14 тыс. в московских СМИ и 9 тыс. в региональных). Полученные результаты показаны на графиках.
Результаты эти нас удивили. Во-первых, вопреки ожиданиям, оказалось, что перекос имиджа В.Путина в сторону "Чечни" стал выравниваться не с января 2000 г., когда Путин вступил в должность и.о. президента, а уже с декабря, когда, с одной стороны, войска терпели неудачи в Грозном, а с другой - внимание было приковано к парламентским выборам. Именно в этот момент облик Путина начал "обрастать" "социалкой". Причем эта тенденция характерна как для московских, так и для региональных печатных изданий. (См. график 1)
Во-вторых, общая картина с "социальной" компонентой облика Путина. В московских СМИ эта составляющая его имиджа находится почти в полном антагонизме с "Чечней": пока "Чечня" растет, "социалка" падает, а когда "Чечня" начинает снижаться, "социалка", напротив, растет, такой вот, понимаешь, социально-чеченский московский маятник. В целом же, в московской прессе и "социалка", и "Чечня" к февралю вернулись к "исходному", т.е. августовскому состоянию. Можно констатировать: в московских СМИ за неполные семь месяцев имидж Путина проделал замкнутый цикл. В региональной прессе ситуация совершенно иная: "социальная" компонента имиджа В.Путина почти все время растет (лишь в сентябре и январе наблюдаются небольшие снижения).
Более того, как показано на втором графике, в августе и в московской, и в региональной прессе "социальная" составляющая имиджа В.Путина значительно (в два с половиной раза) уступала "чеченской". К февралю же нынешнего года этот разрыв сохранился лишь в московской прессе, в то время как в "не московских СМИ" "социалка" почти сравнялась с "Чечней". Таким образом, "социальная" активность В.Путина в российских регионах находит гораздо больший отклик, нежели в столице. А проблема "чеченизации" имиджа В.Путина, в настоящий момент, существует только в границах МКАД. Кстати, не для кого не секрет, что совокупный разовый тираж региональных СМИ значительно превосходит тираж московский. И это показательно, учитывая то, что даже если политику и делают в Москве, то федеральные выборы v в регионах.
График1
График 2