Путинский разнос трем медведевским министрам, разумеется, имеет и аппаратный и чисто практический смысл. Стране нужен бюджет, а поручения президента должны исполняться. Однако очевидно, что правительству и премьеру публично указали, что именно президент легко может их уволить.
Публичный разнос, устроенный Владимиром Путиным сразу нескольким министрам правительства, - знаковая история по нескольким причинам. Во-первых, персональная ответственность была возложена на министров, которые на совещании собственно и не присутствовали. Помянул Путин и Минфин с Минэкономразвития, без чьих руководителей Антона Силуанова и Андрея Белоусова совещание по бюджету вряд ли могло проходить, но им досталось по касательной. Основной упор президентской критики был сосредоточен на других членах кабинета, а именно — на министре труда Максиме Топилине и министре регионального развития Олеге Говоруне. После окончания совещания этот скорбный список пополнил и министр образования Дмитрий Ливанов — о том, что его тоже ждет взыскание сообщил президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков.
Формально Путин в своем праве: он давал распоряжения, распоряжения не выполнены в надлежащий срок. И теперь главе правительства Дмитрию Медведеву предлагается наказать нерадивых министров.
Фактически история хитрее, ведь львиная доля президентских поручений по разным причинам в срок не исполняется. Поручения от 7 мая просто технически было сложно исполнить в срок. Под раздачу попали три новых министра, из которых двое — Говорун и Ливанов — к тому же радикальног сменили род деятельности и со своими министерствами только познакомились и в самом оптимальном случае только-только вошли в курс дел.
Новый руководитель почти для любого ведомства — это полгода кадровых, структурных и иных приключений. Заместителей министров у нас назначали чуть ли не до середины лета, а кое-где в ведомствах назначения специалистов рангом поменьше еще и не завершены. Обычно срок «настройки» ведомства оценивают примерно в полгода. А тут еще лето и сезон отпусков. Путинские поручения ждала незавидная судьба почти в любом случае. И вряд ли опытный бюрократ Путин этого не понимает.
Есть в путинском разносе и чисто практический смысл. Из-за выборной нервотрепки и кадровой неразберихи неизбежно подвисает бюджетный процесс. На дворе, меж тем, уже конец сентября и риски для страны остаться без бюджета на будущий год до наступления этого будущего года увеличиваются. А этого российские власти страшно боятся, ведь непринятие бюджета вовремя грозит сбоями по всем этажам чиновно-бухгалтерской машины. А там уже недалеко до недовольства населения из-за несвоевременно перечисленных куда-то денег. На пенсии, зарплаты или ремонт школ и больниц. В текущих непростых политических и экономических условиях правительство скорее пойдет на то, чтобы принять хоть какой-то бюджет, в надежде по ходу дела исправить его. А «хоть какой-то», это даже Путин понимает, - это плохой бюджет.
Бюджет и так будет не ахти. Высокие расходы на перевооружение армии, рост социальных обязательств и прочие обещанные уже расходные части надо либо сокращать, либо доходы бюджета перестанут покрывать расходы. Люфт в виде повышения налогов отсутствует, занимать власти не хотят. Но время трудных решений почти неизбежно наступит. А никакого решения, скажем, по пенсионной системе пока не принято. Есть почему беспокоиться..
Тут, скорее, как раз вопрос и стоит из серии «дорогие коллеги, надо начинать полноценно работать, иначе последствия могут быть самыми неприятными, в том числе для вас самих». И немедленная демонстрация этого на примере отдельных товарищей.
Однако сделано это было в довольно резкой и подчеркнуто бюрократической форме, к тому же публично. В случае Ливанова даже специально подсвечено для публики. Главе правительства дано указание разобраться и наказать провинившихся министров.
Министров, за назначение которых всю полноту ответственности публично брал на себя Дмитрий Медведев . В частности, в эфире у Владимира Познера в начале июня Медведев заявил: «Это мой выбор. Из того набора людей, который я дал Президенту Владимиру Путину в качестве кандидатов на должности в правительство, он поддержал все сто процентов. У нас с ним был откровенный и прямой разговор, и его позиция была простой: Я поддержу представление председателя правительства, хотя бы потому что, если я кого-то вношу на должность председателя правительства, он имеет право на формирование своей команды».
Теперь Владимир Путин выразил явное недовольство работой «профессионалов из команды Медведева». И поручил министров наказать.
Не то чтобы это беспрецедентное событие. Взять хотя бы осеннее увольнение экс-министра финансов Алексея Кудрина или постоянные жалобы Дмитрия Медведева в период его президентства на плохое исполнение его поручений. Но осадок остается: Путин явно демонстрирует, что держит руку на пульсе и в случае недовольства правительством или отдельными его членами может приступить и к кадровым чисткам. Тут уже видится заявка на смену кабинета вместе с его главой и полный демонтаж «тандемократии» даже в плане чистой риторики. Оценивает работу министров Путин, выговоры им де-факто выносит Путин, политику определяет Путин. Кто тогда получается Дмитрий Медведев? Правильно, «технический премьер».
Вообще-то многие и так догадывались, что реальной власти у Дмитрия Медведева не будет. Но последним разносом Путин де-факто продемонстрировал, что министры и правительство в целом не вечны. В конце концов, правительство по конституции отправляет в отставку президент России.