Сегодня в России день траура по погибшим в катастрофе лайнера Ту-154, разбившегося во вторник под Донецком. В храмах, мечетях и синагогах пройдут поминальные молебны. По всей стране приспущены государственные флаги, а учреждения культуры и теле- радиовещательные компании отменили развлекательные передачи и мероприятия.
Об аналогичных мерах сообщает правительство Хабаровского края: там пройдут траурные мероприятия и будут приспущены государственные флаги.
Среди погибших в авиакатастрофе были жители Красноярска, Мурманска, а также пятеро граждан других стран – Германии, Нидерландов, Франции, Финляндии. Но большинство – 133 человека – петербуржцы.
Предыдущие сутки были траурными для Украины: на всей территории страны были приспущены государственные флаги и отменены развлекательно-концертные мероприятия.
Утром на месте катастрофы возобновились работы, в том числе поисковые. По информации представителя МЧС, «говорить о том, что найдены останки всех 170 погибших пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, пока преждевременно», передает НТВ.
Сегодня же утром на месте трагедии побывали родные и близкие жертв трагедии. Накануне у некоторых из них взяли кровь на анализ ДНК, что поможет идентифицировать тела их родственников.
Близким жертв катастрофы предстоит тяжелое испытание: во второй половине дня в моргах Донецка начнется опознание погибших. При людях постоянно находятся психологи и медики. Специалисты сопровождали их и во время перелета в Донецк из Санкт-Петербурга.
Во вторник самолет Ту-154 «Пулковских авиалиний», следовавший рейсом 612 Анапа–Санкт-Петербург, находясь на высоте три тысячи метров, подал сигнал SOS и пропал с радаров в 15.37 мск. Обломки нашли в 45 километрах от Донецка. На борту находились 160 пассажиров и 10 членов экипажа, все погибли.
Причина авиакатастрофы
Главным вопросом продолжает оставаться причина падения самолета. Основной версией остается плохая погода – гроза, ливень и ветер. Однако не исключено, что сыграл свою роль и человеческий фактор. Накануне директор филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения по РФ» Валерий Горбенко сказал, что экипаж Ту-154 еще на территории России был несколько раз предупрежден о грозовом фронте. «Метеобюллетень о грозовом фронте в зоне маршрута пролета самолета был вручен под расписку командиру экипажа перед вылетом из аэропорта Анапа. Кроме того, авиадиспетчеры юга России еще раз предупредили экипаж о грозовом фронте перед тем, как передать слежение за самолетом харьковским авиадиспетчерам», – отметил Горбенко.
Возможно, чтобы обойти грозовой фронт, экипаж пытался перелететь его на высоте. По крайней мере такое предположение выдвигает руководитель Федеральной аэронавигационной службы (Росаэронавигация) Александр Нерадько. Он говорит, что метеорологическая обстановка в районе полета Ту-154 была крайне сложная. «В районе полета Ту-154 отмечалась крайне сложная метеорологическая обстановка, такие высокие грозы бывают очень и очень редко», – сказал Нерадько. По его данным, высота облаков достигала 13-15 км. «Подобная погода скорее характерна для районов Африки, Юго-Восточной Азии и крайне редко, буквально один раз за несколько десятков лет, встречается в европейских регионах», – подчеркнул глава Росаэронавигации.
Нерадько сообщил, что автоматизированная система управления воздушного движения во «Внуково» последний раз зафиксировала высоту нахождения самолета в 12400 метров. «Это очень большая высота», – отметил он. Согласно летно-техническим характеристикам, крейсерская высота полета Ту-154М – 11900 метров, практический потолок – 12100 метров.
«Возможно, экипаж сначала пробовал уклониться от грозового фронта, а затем попытался обойти его на высоте», – предположил Нерадько, добавив, что полную картину полета позволит воссоздать расшифровка бортовых самописцев. Оба самописца были найдены накануне и сейчас они уже доставлены в Москву, где их будет расшифровывать техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета, совместно с представителями России и Украины.
Предположение Нерадько разделяют и другие эксперты. «Летом на эшелоне между 11 и 12 тысячами метров проходит граница между тропосферой и стратосферой, – объяснил «Известиям» руководитель профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев, – так называемая тропопауза. Как правило, на этой высоте проходит граница грозового фронта. Но здесь же складывается дисбаланс различных по плотности слоев воздуха. Из-за этого в тропопаузе возникают скоростные воздушные потоки, которые могут достигать 200-300 километров в час. Попасть в этот слой для самолета все равно что очутиться между молотом и наковальней. Воздушный поток запросто может бросить его на грозовой фронт, развернуть и даже нанести мощный удар по фюзеляжу. В результате этого лайнер может в одно мгновение стать неуправляемым».