Комитет Совета Федерации по социальной политике опроверг появившуюся сегодня информацию, что в верхней палате парламента разрабатывается законопроект, разрешающий эвтаназию в России.
Пока что в СФ только изучают этот вопрос. В медицинские круги уже были отправлены документы на предмет изучения проблем тяжелобольных и актуальности эвтаназии для России. «Мы не разрабатывали законопроект, его текст не существует», – заявила глава комитета по социальной политике Валентина Петренко. По ее словам, которые передает РИА «Новости», «речь идет о том, чтобы изучить проблему эвтаназии, существующую в России».
Петренко сказала, что в возглавляемый ею комитет поступают многочисленные письма и обращения «больных людей, которые говорят, что в ряде стран Европы разрешена эвтаназия и ее следует ввести в России». Она подчеркнула, что пока комитет лишь предложил обсудить возможность введения эвтаназии и провести дискуссию на эту тему.
Ранее во вторник появилась информация, что в СФ готовится законопроект, который узаконит эвтаназию. Якобы, согласно проекту, больной должен будет сам попросить врача об эвтаназии устно, затем написать заявление на его имя, заверенное нотариально. После этого заявление рассмотрит ряд комиссий с участием медработников других учреждений. И только после всех этих «мероприятий» просьба будет выполнена.
На сегодняшний день закон «Об охране здоровья граждан» запрещает российским врачам проводить эвтаназию, это считается уголовным преступлением.
В настоящее время идею о разрешении эвтаназии поддерживают только организации по защите прав пациентов. Среди практикующих врачей единого мнения на этот счет не существует. Такие заинтересованные ведомства, как Минздрав, выступают против.
Не одобряют эвтаназию и представители думского большинства. По словам вице-спикера Госдумы от фракции «Единая Россия» Владимира Катренко, сколько бы аргументов в пользу эвтаназии ни приводилось, все равно речь идет о легализации убийства человека, пусть даже и разрешенного самой жертвой.
«Нам говорят о том, что в России очень низок качественный уровень медицинской помощи, но это лишь доказывает необходимость этот уровень повышать, а не пытаться снять проблему разрешением самоубийства отчаявшихся больных», – сказал вице-спикер Госдумы.
«Разрешив эвтаназию, мы легализуем право на смертный приговор, вынесенный медициной, человеку и человеком самому себе... Я думаю, здесь будет излишним напоминать о моратории на смертную казнь», – сказал Катренко.
Парламентарий привел также аргумент, основанный на религии. По его словам, легализация эвтаназии будет воспринята верующими как узаконенное право человека ставить себя выше Бога, давшего человеку жизнь. «Вряд ли представители традиционных для России конфессий поддержат такую инициативу», – отметил он. Катренко считает, что и в целом в России предложение узаконить эвтаназию общественной поддержки не получит.
Отметим, что российская судебная система впервые столкнулась с делом об эвтаназии в декабре 2004 года. Ростовский областной суд тогда вынес обвинительный приговор двум несовершеннолетним девушкам, утверждающим, что они убили парализованную женщину из жалости. Причем суд признал девушек виновными по статье «убийство», поскольку понятие «эвтаназия» в нашем законодательстве на тот момент отсутствовало.
В ряде стран эвтаназия разрешена законодательно. Первой страной, в которой парламент узаконил эту меру, стала Голландия. Это произошло в начале 1992 года. Согласно определению голландского законодательства «эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом». Примеру Голландии последовали некоторые другие законодательные органы различных стран. Сейчас эвтаназия разрешена в Соединенных Штатах (штат Орегон), Бельгии, Голландии, Франции, Швейцарии, Израиле. Правда, и тут есть свои нюансы. Так, например, в отличие от Голландии и Бельгии, где разрешена активная эвтаназия (с помощью специальной инъекции), в Швейцарии, Франции, Финляндии, Израиле и США речь идет только о пассивной, когда безнадежно больной сам просит отключить его от аппаратов искусственной вентиляции легких и искусственного кровообращения. В 1996 году эвтаназию разрешили на северных территориях Австралии, но впоследствии ее снова объявили вне закона.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно пытаются покончить с собой 7 миллионов человек, из них 500 тысяч – удачно. Проблема суицида приобретает совершенно иное значение для людей, страдающих неизлечимыми заболеваниями. Вынужденные терпеть адские боли, они нередко просят врачей и родственников избавить их от мучений. Медработник оказывается перед выбором: нарушить клятву Гиппократа или продолжить спасать погибающего человека, не задумываясь над тем, насколько это гуманно.