Росавиация сняла «олимпийский» тотальный запрет на провоз пассажирам самолетов жидкости в ручной клади. Запрет, напомним, был введен накануне проведения Олимпийских игр в Сочи с целью предотвращения возможных терактов.
В январе федеральное правительство поручило Ространснадзору «обеспечить контроль исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и авиакомпаниями дополнительных мер безопасности в отношении предполетного досмотра пассажиров».
В результате почти три месяца пассажирам в самолетах дозволялось провозить только купленные в зоне беспошлинной торговли жидкости (а также кремы, аэрозоли и пасты). Причем все покупки непременно должны были быть запечатаны в фирменный пакет, который позволял «идентифицировать содержимое».
Из своего багажа на борт самолета дозволялось проносить только лекарства (в некоторых аэропортах требовалось предъявить соответствующую справку или рецепт), а также детское питание — тут достаточно было иметь ребенка, можно без справки. Однако и этот «груз» должен был быть проверен специальными службами «с использованием технических средств досмотра и обнаружения взрывчатых веществ».
По настоянию Москвы, аналогичный запрет был введен в Соединенных Штатах для пассажиров отбывающих в Россию самолетов. Такие пассажиры должны были лично регистрироваться на рейс в аэропорту, возможность он-лайн регистрации для них была недоступна.
Со 2 апреля россияне вновь смогут брать с собой на борт самолета жидкости, гели и аэрозоли, объем которых не превышает 100 мл. Эти вещества должны быть упакованы в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет общим объемом не больше литра. Именно такие требования содержатся в приказе Министерства транспорта от 25 июля 2007 года.
Ранее самостоятельно отменили запрет на пронос жидкостей на борт самолетов руководители аэропортов «Пулково», «Шереметьево», а также Омска и Томска.
Напомним, особое внимание к проносу именно жидкостей на борт самолета службы безопасности стали уделять после того, как в 2006 году британские спецслужбы раскрыли планы «Аль-Каеды» по взрыву «жидких бомб», которые можно создать на основе смеси пероксида ацетона и пероксида уротропина на борту транслатлантических рейсов.
В августе 2006 года само понятие ручной клади для пассажиров авиарейсов в Британии практически исчезло: на борт можно было проносить только документы и бумажник в прозрачном пакете. Впрочем, настолько жесткие правила продержались недолго. В некоторых европейских странах они были введены всего на несколько дней, в Британии они работали чуть дольше, но также были отменены в 2006 году.
Однако правило провоза жидкостей только в упаковках по 100 мл каждая сохранилось. Норма эта подвергалась критике с момента ее появления. Критики указывали на то, что устроить теракт на самолете можно десятками разных способов, и гарантированно предотвратить его путем предполетного досмотра практически невозможно — службе безопасности аэропорта придется тратить на каждого пассажира десять и более минут. В то же время ужесточение формальных требований к досмотру пассажиров приводит к тому, что служба безопасности уделяет больше внимания не вероятным угрозам, а контролю за тем, чтобы пассажир ни в коем случае не пронес с собой на борт, например, бутылку пива или дезодорант.
Вообще безопасность — аргумент настолько серьезный, что может оправдать введение практически любых запретов. Так, например, пассажирам самолетов десятилетиями запрещалось пользоваться электронными приборами. В последнее время, когда многие не могут себе представить жизнь без нескольких гаджетов в кармане, этот запрет выглядит особенно абсурдно. В самолете во время взлета и посадки запрещается использовать не только телефоны, но и, например, «читалки», музыкальные плееры и прочие невинные приборы, которые и радиосигналов-то не испускают.
Подозрение пассажиров, что запрет ничем не обоснован хотя бы потому, что в случае реальной угрозы во время предполетного досмотра все телефоны просто изымались бы, нашли свое подтверждение в недавнем исследовании Федерального авиационного агентства США. Согласно этим данным, до трети пассажиров, намеренно или нет, забывают выключать свои телефоны и прочие электронные устройства во время полета и к авариям это пока не привело.
Правила использования гаджетов на борту самолетов появились в США в 1966 году и составлялись «на вырост», то есть с расчетом на появление на рынке все более мощных устройств. Практика, однако, показала, что мощность излучения обычных телефонов в GSM-диапазоне не превышает 2 Вт, а для того, чтобы навести хоть какие-то помехи на аналоговое навигационное оборудование, необходим сигнал мощностью, по крайней мере, в 5 Вт. Влияние на современные цифровые навигационные устройства бытовые приборы не оказывают вовсе.
Несмотря на это, практически во всем мире так или иначе действовал запрет на использование электроники на борту, по крайней мере во время взлета и посадки. Только в конце 2013 года послабление было принято сначала в Соединенных Штатах, а затем и в странах Европейского союза. С октября в США и с ноября в ЕС можно использовать электронику во всех фазах полета, в том числе во время взлета и посадки. Впрочем, пользователю все равно нужно будет включать на своих гаджетах «авиарежим», который останавливает передачу любых радиосигналов.
К сожалению, в России отмена подобных запретов — исключительно редкое явление. Но зачастую даже после отмены норма все еще работает в головах охранников. Так, например, зачастую случается на железнодорожных вокзалах, на которых формально можно фотографировать любые публичные места — вот только дежурящие сотрудники частных охранных предприятий об этом не догадываются и начинают запрещать все, до чего у них дотягиваются руки.