Менее чем через месяц наступит Единый день голосования. Будут избраны 30 новых или прежних глав субъектов РФ и несколько сотен депутатов в законодательные органы еще 14 субъектов РФ. С момента выдвижения кандидатов 16 августа начался период их предвыборной агитации. «Полит.ру» выяснил, как этот процесс начался в административном центре Нижегородской области.
За окном высокоскоростного поезда к земле прижимаются лачуги, а в дорожном журнале «Сапсан» предлагают посетить спа-центр Нижнего Новгорода «Береста», покататься на яхте, заняться рафтингом на Волге или сходить в лучший местный ресторан европейской кухни.
При выходе с вокзала - обвалившийся местами асфальт, рынок с колготками и соленьями, отель с темными маленькими пластиковыми окнами качества REHAU, которые сейчас можно купить без предоплаты с монтажём по ГОСТу. На кабине водителя автобуса наклеены флуоресцентные Микки Маус и бульдог из «Том и Джерри», по всему ее верху - искусственные стодолларовые купюры. За окном, подальше от центра, все как прежде, по Максиму Горькому: «Мутно-зеленые от старости стекла окон домишек смотрят друг на друга взглядами трусливых жуликов. Посреди улицы ползет в гору извилистая колея, лавируя между глубоких рытвин, промытых дождями. Кое-где лежат поросшие бурьяном кучи щебня и разного мусора. Вверху, на горе, в пышной зелени густых садов прячутся красивые каменные дома».
15 минут в пути – и вот аккуратные клумбы Нижегородского Кремля. Заявив о себе всей стране Нижегородским ополчением 1612 года под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, город впоследствии стал губернским, преобразился, в правление Петра I и Екатерины II получил в своих самых старинных частях современный облик. Нижегородская ярмарка 1817 года и Всероссийская художественно-промышленная ярмарка 1896 года – два масштабных мероприятия - ускорили развитие Нижнего за счет прибывающих торговцев и предпринимателей, гостей, а также рабочих, всегда готовых к механическому труду. Об этом писал автор «Нижегородского листка»: «Со всех сторон вас окружают разные архитектурные деликатесы, всюду много стиля, много красоты, из хаоса то и дело возрождаются различные возбуждающие изумление диковинки, — а между ними, на той же самой земле, на которой стоят и они, вздымая свои красивые купола к небу, — согнувшись в три погибели, грязные и облитые потом рабочие возят на деревянных тачках и носят «на хребтах» десятипудовые ящики с экспонатами». Изменилось только название деятельности: все рабочие лаконично влились в местную промышленность – главный областной сектор экономики. А класс купцов расширился, переименовался и сейчас заявляет о себе.
Рядом с белым зданием Правительства такой же корпус с дверями-стеклопакетами и начищенный офис Нижегородского избиркома. Заместитель председателя Александр Иванов – мужчина со слегка всклокоченными пепельно-седыми густыми волосами и бородой, в роговых очках, в кремового цвета рубашке и брюках – вводит в курс дела неторопливо, нехотя.
- Ажиотажа я не вижу. Семь кандидатов – разве это много? – удивляется он. - Это нормальное количество, тем более, что сейчас количество партий, которые могут выдвигать кандидатов, увеличилось до 70.
Он напоминает, что 12 августа прошла жеребьевка на предоставление бесплатного эфирного времени на трех местных государственных телеканалах и рекламных площадей в области. На каждого кандидата – не более 60 минут на весь период агитации. Все партии уже предоставили комиссии экземпляры своих материалов – все участвуют в агитации.
-А как вы будете контролировать соблюдение закона на выборах? – спрашиваю.
- 21 августа проведем семинар с территориальными комиссиями, где будем усиленно разъяснять правила проведения дня голосования. Перед днем голосования объедем близлежащие к Нижнему Новгороду территории, проверим выборочно участковые комиссии.
- До того, как президент стал назначать губернаторов, нарушений было много?
Александр Иванов задумался. Поправил очки.
- Да, было очень много жалоб. В этот период - на нарушение правил агитации. Но те чемоданы компромата, грязные пиаровские ходы, которые были в девяностые, сейчас отходят в прошлое. Кандидаты не столько следят за конкурентами, сколько показывают себя.
«Единая Россия»
Современный бизнес-центр из черного стекла под названием «Лобачевский Plaza» - помесь американского с нижегородским – почти классика. На улице нет опознавательного знака, что здесь находится штаб партии. Длинный коридор с бутиками всемирно известных брендов, или по Горькому, «Дом был обставлен с тяжелой, грубо хвастливой роскошью, все в нем блестело и кричало о богатстве хозяина». В конце – охранник – он лениво кивает головой на неприметную дверь без таблички.
Входная дверь штаба открыта, за пустым столом секретарши висит распечатка «До выборов осталось» и неправильное число дней. Пол и диван заняты коробками с листовками. На них красный заголовок: «Почему я за Шанцева?». Под ним – длинный текст из всевозможных положительных эпитетов. Флаги, футболки с партийным медведем, плакаты «Селу –достойную поддержку» в цвет российского флага. Агитация для сотрудников началась, в то время как на улице нет ни одного упоминания 14 сентября.
- Вам кого? – из одного кабинета выглянул молодой человек. Узнав о цели моего визита, усмехнулся. – Поговорить с самим Валерием Павлиновичем? Из самой Москвы? Даже я его вижу раз в году – он сейчас повсюду в области.
Парень пишет на листке телефон пресс-службы Правительства НО. В тот же день она ответила от лица и.о. губернатора:
- Для меня агитация - это выполнение стратегии развития нашей области до 2020 года. Отдельно проводить агитацию не планирую.
Кандидатов недооценивать нельзя, считает губернатор, равно как и нельзя идти на выборы, будучи неуверенным в своей победе. Далее все как по агитке – сплошь положительные эпитеты.
«Справедливая Россия»
Бизнес-центр более сдержанного типа, находящийся рядом с небольшим садом на одной из центральных улиц. Стоя в тени дерева, девочка наигрывает на скрипке песню Валерия Кипелова «Я свободен», а на одной из скамеек бомж в этот момент обливается водой.
Небольшой скромный офис, разговариваю с секретарем отделения партии «Справедливая Россия» Светланой Череминой. С тихой улыбкой, стесняясь в движениях, она говорит, что их кандидат Александр Бочкарев сейчас с избирателями, а вообще готов услышать каждого.
- Это его жизненное кредо – я вам дарю нашу газету, - она протягивает четырехполосную листовку с большим портретом кандидата на первой странице и выделенным красным слоганом.
- Что-то в городе ни листовок, ни кандидатов, – замечаю.
- Почему это? Агитацию мы проводили, с 18 августа по телевизору крутят ролики и проводят дебаты. На Метромосту висит наш баннер – она с гордым лицом отклоняется на кресло. - Самый большой; съездите – посмотрите.
- Бочкарев может составить конкуренцию Шанцеву?
- Ну уж, - Светлана качнула головой, - у Шанцева есть поддержка президента, да и жителей области.
- А Вы, как житель, изменения в области при нем замечаете?
- Ну да, - соглашается она. - Одна программа строительства ФОКов (физкультурно-оздоровительных комплексов – прим. автора) чего стоит. Ну и Метромост построен, цирк достроен.
К концу фразы голос ее становится тише, а улыбка шире и растерянней.
- А ваш кандидат тогда зачем, если нынешний губернатор хорош?
- Должен же быть какой-то выбор, если он им не нравится, - пожимает плечами Светлана.
В кабинете появляется бритый мужчина с граненым стаканом и пакетиком зеленого чая внутри.
- А вот и наш член совета регионального отделения Алексей Якимов, - облегченно выдыхает Светлана, протягивая руку в его направлении. Алексей хмуро садится на соседнее кресло и начинает:
- У нашей власти находятся в основном популисты, они разваливают производства. На бумаге и в отчетах они показывают, что производство работает, постоянно заявляют о своих новых идеях. Устанавливая свое новаторство, они наломают дров, а потом простые люди к нам приходят.
Они – это, оказывается, действующая власть с мэром, губернатором и главой администрации. А к ним, потому что всем известен адрес штаба.
- Все жалобы стекаются сюда. А власть можно увидеть только с экранов телевизоров, с ними нельзя поговорить вот так, как мы с Вами сейчас, – Алексей указывает на себя и на меня. - Самое злободневное сейчас – это содержание жилья, отсутствие ремонта, ближе к осени будут идти с жалобами на отсутствие отопления, не утепленные вовремя крыши и кровли. И так всегда.
- А почему вы с другими партиями не объединились, чтобы больше шансов на победу иметь?
- Мы кроме кандидатов от ЛПДР, «Гражданской платформы» и предполагаемого кандидата от КПРФ никого не знали изначально. Остальные появились просто из ниоткуда.
Алексей шумно отпивает из стакана, выдыхает:
- В «Справедливой России» вы не услышите о других партиях ничего плохого, лучше уж ничего не говорить, - грозит пальцем. - Это мы делаем из уважения, в первую очередь, не к сотрудникам этой партии, а к избирателям, которые за нее голосуют. Но вот некоторые партии поступают противоположным образом. Вот, к примеру, эта малая партия – «Великое отечество» - ее лидер Андрей Завьялов 18 августа на теледебатах «обласкал» все парламентские. Человек, который раньше обсуждал большую политику с друзьями в пивнушке, а теперь вылез на региональное телевидение, вошел в политику и начинает с оскорблений своих, можно сказать, коллег! Да он свои тезисы после четвертого забыл – а лучше бы их выучил.
ЛДПР
Напротив Кремля, в полуподвальном помещении штаба ЛДПР произошел сбой в электричестве и сотрудники, оставшиеся без света, разбежались обедать на целый день, оставив офис пустовать, сколько бы визитов к ним ни нанести. Александр Курдюмов, как и все остальные кандидаты, был в разъездах по области. Секретарь ЛДПР в черной куртке из искусственной кожи, леггинсах и красных кроссовках Airmax участливо предложила задать кандидату вопросы по телефону, указала время, когда он будет доступен.
- Почему Вас решили выдвинуть в качестве кандидата от партии? – после представления, я решила начать с самого простого.
- Потому что надо было, наверное, спросить на конференции нашей партии, которая проходила в Нижнем Новгороде – были бы Вы там - спросили, - пристыдил Курдюмов. - Потому что Высший совет выдвинул, вот я и кандидат.
- Есть ли у Вас предположения, каким процентов голосов избирателей Вы можете заручиться?
- Это нельзя говорить! – возмутился сначала Курдюмов. Затем сразу успокоился. – Ну и еще каждый Вам большой процент скажет.
- Так я для того Вам и звоню, чтобы Ваше мнение услышать.
- А я не знаю, кто Вы, - внезапно сказал кандидат от ЛДПР. - Может и в штаб к нам никто не заходил. А Вы уверены, что сейчас говорит Курдюмов?
- Номер мне дала секретарь в штабе – сомневаюсь, что в ее интересах было давать неправильные номера.
- Ну вот, не можете доказать, что Курдюмов говорит, - обрадовались в телефоне. - Может это его помощник.
Разговор с кандидатом завершился. «Ныне психический рост купца поднялся, коллективная сила его возросла, и его стало больше, и сам он стал крупнее. Он чувствует, что «все может»».
«Коммунисты России»
Сильно загримированный для предстоящего эфира, в костюме с красным галстуком в тон значку с коммунистическим флагом, Максим Сурайкин ждал в фойе местного телецентра. До его съемок оставалось не более 20 минут, а он спокойно рассуждал, присев на кресло:
- Кандидаты от парламентских партий, безусловно, имеют изначально более сильные позиции. Они имеют информационный доступ, депутатов разного уровня. Я же простой человек, - он ухмыльнулся. - Но поскольку область входит в красный пояс, здесь очень много людей выступающих за коммунистическое движение – их от 22 до 30%.
Ранее крупный бизнесмен, президент концерна «Термаль» и потенциальный кандидат от КПРФ Владимир Буланов не собрал необходимых для выдвижения 300 подписей муниципальных депутатов. Сурайкин оказался единственным коммунистом на выборах и до сих пор удивлен - Администрация президента всегда помогала этой парламентской партии регистрировать своих кандидатов – так было и на выборах мэра Москвы.
- Оттого, что кандидат от КПРФ не был зарегистрирован, я надеюсь, что его избиратели поддержат меня, - говорит лидер «Коммунистов». Он перечисляет тезисы своей программы, вдруг останавливается, теребит свою булавку в виде автомата на галстуке и говорит:
- А вообще думаю, что выборы пройдут достаточно честно, потому что кандидат от действующей власти очень уверен в своей победе.
«Первый раз видела купца, который долго жил за границей (а в этом случае – в Москве), рассуждает так внушительно, прилично держится, ловко одет и говорит снисходительным тоном взрослого с малолетним».
«Гражданская платформа»
- Для меня это первая избирательная кампания, - признается лидер партии Рустам Досаев - русый мужчина средних лет, в белой рубашке и джинсах. Общение проходило в его машине по пути к вокзалу.
– Я провел уже восемь встреч с избирателями - они спрашивают, когда будут выше пенсии, зарплаты, а я никому не вру, понимаете? – в этот момент он заворачивает за угол и талисман с арабскими символами на зеркале наклоняется вбок. – Средняя зарплата по региону - 18 тысяч рублей – может она и есть такая, но у меня лежит стопка табелей от людей, где написано, что зарплата у них две - три тысячи. Я и говорю этим людям честно, что я, став губернатором, не смогу это изменить, потому что это федеральные тарифы, они не в компетенции губернатора. Наша область занимает четвертое место по коммерческому долгу, второе – по коррупции – эти данные открыты, можете посмотреть. Так что зарплатами губернатор вряд ли займется – надо с долгами рассчитаться в первую очередь.
Машина заезжает на мост над Волгой, впереди на выезд из города пробка. Досаев усмехается: хитро придумано – период избирательности летом – все занимаются огородами и отдыхом. Значит и агитацию проводить надо будет в сентябре. А на теледебаты сейчас идти нет смысла – там нет Шанцева – и с жителями хочется пообщаться.
- Все те кандидаты, которые занимают высокие посты, не общаются лично с людьми - это такая большая проблема, - вздыхает он. - Заходишь в зал – там сидит под сто человек – первые 30 минут речи тишина, а потом как начинается откровенный разговор: люди же чувствуют, не дураки – начинают вытаскивать все свои болячки как на духу. Я уже понял, что им не нужны программы кандидатов, их интересует решат ли бытовые вопросы: чистый подъезд, отремонтированный лифт, детские сады.
У вокзала Досаев быстро выкуривает сигарету и уезжает.
Как и все остальные кандидаты, он ожидает победы на губернаторских, но, как и другие, планирует новое. В следующем сезоне – выборы глав и депутатов муниципальных образований – хорошая перспектива перехватить власть хотя бы у действующий партии, а не у единого лица.
Рыночные торговцы складывают непроданный товар, столы и стулья. Стены отеля на закате становятся еще более серыми, на вокзале гулко раздается голос диктора, а пассажиры высокоскоростного поезда «Сапсан» заинтересованно читают, как стоит провести выходные в Нижнем Новгороде.
«Какой лучший город на Волге? В котором купца больше... Чьи лучшие дома в городе? Купеческие! Кто больше всех о бедном печется? Купец! По грошику-копеечке собирает, сотни тысяч жертвует. Кто храмы воздвиг? Мы! Кто государству больше всех денег дает? Купцы!.. Господа! Только нам дело дорого ради самого дела, ради любви нашей к устройству жизни, только мы и любим порядок и жизнь! А кто про нас говорит — тот говорит... — он смачно выговорил похабное слово, — и больше ничего! Пускай!
Господа купечество! Видя в вас первых людей жизни, самых трудящихся и любящих труды свои, видя в вас людей, которые всё сделали и всё могут сделать, — вот я всем сердцем моим, с уважением и любовью к вам поднимаю этот свой полный бокал — за славное, крепкое духом, рабочее русское купечество... Многая вам лета! Здравствуйте во славу матери России!»