Непростое валютно-финансовое положение, в котором оказалась Российская Федерация после мирового кризиса, было вызвано, с одной стороны, достаточно большой зависимостью российских компаний от внешних рынков сбыта, а с другой стороны – зависимостью тех же компаний от внешних источников кредитования. Как сложилась подобная двойная зависимость – это тема отдельного разговора, но для полноты картины все же отметим, что зависимость от внешних рынков сбыта вызвана, во-первых, узостью внутреннего рынка и, во-вторых, невозможностью получить на внутреннем рынке такие же высокие цены за свои товары, как на внешнем. А зависимость от внешних источников кредитования вызвана крайне незначительными внутренними сбережениями и, соответственно, невозможностью получить кредит на длительный срок под относительно низкую процентную ставку.
Руководствуясь этими ограничениями, российские компании, сознательно или нет, старались расширить объем продукции, поставляемой на экспорт, и привлечь средства, необходимые для расширения производства, на иностранных фондовых рынках. По мере развития мирового хозяйства и та, и другая операция давались все легче и легче: рост цен на товары российского экспорта приводил к его постоянному расширению, а следовавший за этим рост валютных доходов делал российских заемщиков желанными клиентами мировых инвестиционных банков и фондовых бирж.
Но эта модель взаимоотношений с внешним рынком: рост внешнего спроса – рост экспорта – рост валютных доходов – рост заимствований - могла работать, когда рынки росли. Когда рынки остановились, а потом и вовсе закрылись, события стали разворачиваться в обратном порядке. Падение спроса привело к падению экспорта и доходов от него, а падение доходов сделало проблематичным обслуживание ранее полученных кредитов (о получении новых, понятное дело, теперь никто и не заикается).
Соответственно, для российских корпораций, много бравших в долг за границей, возникла дилемма – или отдавать имущество за долги кредиторам, или пытаться как-то погасить кредиты из текущей валютной выручки, попутно ведя переговоры о реструктуризации долга. Как известно, победила вторая точка зрения, так как на ней настояло государство, почему-то испугавшееся перехода контроля над российскими компаниями к иностранным банкам и инвестиционным фондам. Причем испуг был так велик, что государство даже пообещало прогарантировать внешние платежи за счет централизованных валютных резервов, если у должников не хватит собственных средств.
Можно, конечно, долго спорить, а почему вдруг возник этот испуг, и почему государство на протяжении нескольких лет спокойно смотрело на то, как стратегические российские компании все глубже и глубже залезали в долговую яму, а потом вдруг всполошилось и стало активно вмешиваться. Но, опять же, предмет нашего обсуждения – это не мотивы государства, а его действия по ликвидации кризисной ситуации. А действия оказались очень разноплановыми, так как государство посчитало, что одних гарантий, которые оно предоставило по внешним платежам, будет маловато.
В дополнение к обещанным гарантиям органы монетарного регулирования Российской Федерации совершили определенные действия на внутреннем валютном рынке, которые должны были облегчить компаниям, имевшим внешние долги, возможности по доступу к валютным ресурсам. Первым таким действием было искусственное удержание курса иностранной валюты на относительно низком уровне осенью - зимой 2008/09 года, чтобы все желающие могли закупить валюты впрок. На этой операции Центральный банк РФ и Министерство финансов РФ потеряли больше $200 млрд. валютных резервов, которые уменьшились с $598 млрд. на начало августа 2008 года до $387 млрд. на начало февраля 2009 года.
После этого органы монетарного регулирования перестали удерживать курс рубля, который сразу же пошел вниз, удорожая импорт и делая более доходным экспорт. Результаты этой политики, по общепринятым критериям, были позитивными, хотя, как нам кажется, руководство Центрального банка РФ несколько переоценивает ее эффект: если падение валютных резервов, действительно, замедлилось (со $131 млрд. в 4 квартале 2008 года до $31 млрд. в 1 квартале 2009 года), то сальдо текущего счета платежного баланса сильно не поменялось. В 4 квартале 2008 года оно составляло $8,5 млрд., а в 1 квартале 2009 года – $11,1 млрд. То есть сальдо счета текущих операций, несмотря на обвальную девальвацию, выросло не слишком сильно, хотя именно его размер определяет текущий объем валютных ресурсов, который можно использовать для погашения внешнего долга.
Конечно, сейчас трудно судить, каким будет размер этого сальдо в будущем, но использовать в качестве основы для прогноза отчетные данные за 1-ый квартал 2009 года мы можем совершенно спокойно. То есть, если предположить, что в оставшихся трех кварталах 2009 года сальдо текущего счета будет равно $10 млрд., то очень легко определить, хватит ли его для платежей по внешнему долгу или нет.
Данные по графику погашения основной суммы внешнего долга и процентов по нему мы приводим в следующей таблице:
млрд. долл. | Долг на 01.10.08 | Платежи по долгам | ||||
4 кв. 08 | 1 кв. 09 | 2 кв. 09 | 3 кв. 09 | 4 кв. 09 | ||
Органы государственной власти | 32,5 | 0,7 | 0,9 | 0,6 | 0,9 | 0,6 |
Коммерческие банки | 212,4 | 24,9 | 13,2 | 11,6 | 16,0 | 11,3 |
в т.ч. обязательства до востребования | 14,2 | |||||
Нефинансовые предприятия | 299,6 | 40,4 | 13,9 | 18,0 | 14,2 | 16,0 |
Итого внешний долг РФ | 544,5 | |||||
Платежи по основному долгу | 66,0 | 28,0 | 30,2 | 31,1 | 27,9 | |
Процентные платежи | 7,3 | 6,8 | 6,0 | 5,8 | 5,3 | |
Общие платежи по внешнему долгу | 73,3 | 34,8 | 36,2 | 36,9 | 33,2 |
Из приведенной таблицы, составленной по данным Центрального банка РФ, хорошо видно, что наибольшая часть платежей пришлась на последний квартал 2008 года. Потом платежи падают более чем в два раза, но по-прежнему остаются достаточно высокими. К сожалению, текущего активного сальдо платежного баланса в размере $10 млрд. будет катастрофически не хватать на производство общих платежей по внешнему долгу. Для выплаты процентов по долгу их будет вполне достаточно, но вот для погашения по графику основного долга – нет.
Чтобы без больших проблем обслуживать внешний долг, сальдо текущего счета нужно будет довести до $35-$40 млрд. в квартал, но насколько это сейчас возможно, судить очень трудно. Поэтому нам приходится надеяться на ряд смягчающих обстоятельств, которые состоят в следующем. Во-первых, часть внешнего долга номинирована не только в валюте, но и в рублях. А поскольку рублевый долг погасить гораздо проще, чем валютный, то за эту часть долга беспокоиться не приходится. Хотя, конечно, общего спроса на валюту это может и не уменьшить, если, конечно, нерезиденты, получившие погашение в рублях, не захотят оставить полученные рубли в российской экономике, дожидаясь более выгодного курса для конвертации в валюту.
Во-вторых, часть внешнего долга российских компаний принадлежит основным акционерам этих компаний, и вряд ли они будут требовать погашения этого долга в таких непростых условиях. Это тоже может снизить нагрузку на валютные ресурсы российской экономики. И, в-третьих, можно предположить, что во время массовой распродажи валютных резервов Центрального банка РФ в конце 2008 года большая часть компаний приобрела необходимое количество валюты, поэтому с платежами, хотя бы в 2009 году, у них трудностей не будет.
В противном случае, если российским компаниям все-таки не удастся договориться о реструктуризации долгов, им придется пройти процедуру банкротства или воспользоваться валютными резервами государства, в которых еще находится почти $400 млрд. На текущий год этого, конечно, хватит, но вот в следующем, 2010 году, придется выкладывать еще $91 млрд. И на это наших валютных резервов может уже не хватить.