будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума образование школа Ольга Голодец
Ноябрь 13, 2025
Страна
Клячко Татьяна

Вежливые люди школьных времен

Вежливые люди школьных времен
8Smolny_institut
Воспитанницы Смольного института. 1880-е

Ввести в школьную программу дореволюционный курс речевого этикета предложил депутат Госдумы Владимир Сысоев. Соответствующее обращение он направил вице-премьеру правительства России Ольге Голодец. По мнению депутата, введение этого курса улучшит моральный облик общества.

Сысоев полагает, что современный русский язык, лишенный дереволюционных обращений, не передает и того уважения к собеседнику, которое передавалось при следовании дореволюционному речевому этикету. «Поэтому я считаю, что в школах должны возродить порядок обращений, как это было в Российской империи», – приводит его слова сайт телеканала RT.

Владимир Сысоев уже выдвигал различного рода идеи по улучшению образования и воспитания: как напоминает интернет-издание Znak.com, депутат предлагал, например, ввести уроки политинформации в школах и выступал с инициативой сделать обязательными просмотры патриотических фильмов в военных частях.

 
Владимир Сысоев
Фото Сергея Киселева / t-i.ru

Эти предложения не были реализованы, однако на сей раз Сысоев высказал идею в потенциально удачный момент – вскоре после того, как вице-премьер России Ольга Голодец заявила о необходимости пересмотреть подход к обучению русскому языку и подчеркнула, что подход этот должен быть эффективным в каждом учебном часе.

Побеседовать с «Полит.ру» по поводу культуры речи школьников и идеи введения подобного курса в школьную программу согласилась Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС. Она высказала мнение, что проблема в данном случае стоит шире и касается не просто речевого этикета, а этикета вообще.

«Если вести речь о том, что я наблюдаю, то да, школьники и выпускники школ говорят не очень хорошо. Но проблема тут не с речевым этикетом как таковым, а с этикетом вообще. Проблема есть и в неумении грамотно оформить документы – хотя сейчас школьников уже начали учить писать заявления, служебные записки и так далее. Но, в принципе, что письменная речь (например, изложение какого-то материала), что устная (школьники часто не могут сформировать собственные мысли) у них хромают.

Но связано это не с тем, что школьников не учат – связано это с тем, что молодежь стала значительно меньше читать. Она не видит письменного слова, она не понимает стилистических особенностей языка, она не имеете опыта изложения – того самого, который мы приобретали в школе, когда нам читали текст, а мы должны были письменно грамотно передать уже не свои мысли, а мысли другого человека. И если этим вопросом заниматься, то делать это нужно не потому, что какой-то депутат это предложил – нет, тут должны работать специалисты. Они должны думать, как такого рода навыки втиснуть в школьную программу – будь то программа по русскому языку или по литературе; должны думать, где должно быть место такого типа образованию. Это во-первых.

 
Урок в школе
Андрей Никеричев / АГН "Москва"

А во-вторых, специалисты должны проработать, на каком материале все это можно делать. Потому что дореволюционный речевой этикет в силу того, что жизнь изменилась, детям просто не будет понятен. Они не будут так говорить, не будут так думать. Ну, разве что с ними можно будет ставить спектакли «из прошлой жизни», где они должны будут так изъясняться. Словом, разве что через театральные постановки это в какой-то мере может внедряться – тогда школьники еще смогут как-то это выучить, а так – нет. Так мне кажется.

Вместе с тем, насколько я вижу (а я преподаю и, в частности, даю своим студентам задание сделать презентацию), студенты постепенно начинают делать все более четкие и грамотные презентации. То есть если их учить этому, они начинают с этим вполне успешно справляться.

Но боюсь, с речевым этикетом проблема будет в том, что его у нас и многие учителя не знают. И кто будет учить детей, а также чему именно он станет учить, если вдруг ввести такой предмет в школьную программу, еще вопрос. Мы можем получить и обратный желаемому эффект, если учить станут по-разному – кто в лес, кто по дрова, в рамках своих компентенций и своих представлений о том, что есть речевой этикет.

Подействует ли вообще какая-то программа такого рода, если школьники между собой говорят на другом языке и даже со взрослыми говорят совсем по-другому? Ну, как я уже говорила, внедрять это фактически можно на уровне театральных постановок – больше негде. А то знание, которое не операционализируется, очень быстро уходит. Другое дело – что навыки вежливого общения должны прививаться. Но если учитель, допустим, бьет ребенка по пальцам линейкой, то вряд ли школьник усвоит от этого же учителя, что нужно вести себя вежливо. Или если учитель «тыкает» ученику. Ну, в начальной школе это еще допустимо, а в старших классах – уже нет.

Если молодому человеку или девушке в старших классах учитель говорит «ты» и даже не думает о том, что к ним надо обращаться на «вы», то как при этом учить вежливости? А ведь учителя часто считают, что и старшеклассники – дети. А перед ними – взрослые, с которыми надо уважительно обращаться. И это напрямую связано с передачей правил этикета: если учитель не понимает, что имеет дело с людьми, с которыми нужно уважительно обращаться, то молодой человек не выучится этому – он выкинет знания об этикете из головы на второй день и будет общаться с окружающими так же, как общаются с ним.

Здесь как раз надо думать, что и как делать. Иначе получается, что мы устраиваем кампании, которые потом просто сходят на нет. Сходят на нет потому, что, с одной стороны, нет тех, кто может учить; с другой стороны, нет понимания, зачем этому надо учить; с третьей стороны, нет ясности, как учить этому, чтобы навык остался надолго. Мы ведь даже математику зачастую не можем преподать ребенку так, чтобы он понял, зачем она в его жизни. Ну, разве что он поймет, что она ему нужна, чтобы деньги в магазине считать – мой опыт показывает, что такая мотивация может быть очень сильной.

Я как-то сталкивалась с тем, что ребенок подруги никак не мог освоить в школе математику, и мне тоже никак не удавалось объяснить ему ее. Но когда я предложила пример, в котором надо было потратить определенную сумму денег на покупки в магазине, ребенок мгновенно все сосчитал. То есть как только задача стала практической, все получилось, и дальше мы решали все задачи, переводя их из абстрактных в конкретные. Их ребенок мгновенно решал, и пришлось говорить учительнице, что таковы особенности мышления ребенка, нужны задачи в таком ключе. А уже потом, со временем, ребенка удалось постепенно «поднять» до понимания абстрактных вещей. Ну, есть дети с хорошим абстрактным мышлением, а есть с не очень хорошим, и с ними можно биться, не получая никакого результата.

Сейчас я своим студентам советую смотреть американский сериал «Числа». Там на детективном сюжете показывается, зачем нужна математика. Это сделано просто, но блестяще – на детективном материале объясняют, что такое теория графов, теория потоков и так далее. Это доходчиво и наглядно.

Возвращаясь к идее преподавания речевого этикета: когда я только начинала преподавать, я считала, что для студентов стоило бы преподавать этикет. Чтобы они знали, как себя вести в непростных ситуациях. Многие школьники и студенты хотели бы вести себя красиво – не знаю, как насчет красиво говорить, но вести себя точно. Им льстит мысль, что они  могут так себя вести. Но подхватить это настроение и действительно научиться вести себя в обществе хорошо, нелегко», – считает Татьяна Клячко.

Клячко Татьяна
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).