Пользователи системы «Платон» бьют тревогу. Оказалось, что в систему оплаты за пользование дорогами федерального значения внесены вкладки не только для фур с разрешенным максимальным весом свыше 12 тонн, но и для фургонов, легковых автомобилей, а также автобусов.
Из этого факта делается вывод: государство готовится взимать плату за проезд по дорогам со всех пользователей, в том числе с водителей легковых автомобилей.
Напомним, сейчас через систему «Платон» деньги собираются только с большегрузных автомобилей за проезд по трассам федерального значения, ремонт которых оплачивается из федерального бюджета.
Логика правительства достаточно простая: содержание федеральных дорог не окупается за счет транспортного налога и акциза на бензин, то есть тех денег, которые платят все автомобилисты, так что необходимо найти новый источник финансирования. Именно большегрузные автомобили больше всего разрушают покрытия дорог, так что именно с них имеет смысл собирать деньги.
Наиболее справедливый способ сбора денег — посчитать, сколько каждый автомобиль проезжает по дорогам. Именно для этого и создана система «Платон».
При этом в идеале сбор денег через систему, напоминающую «Платон», справедливей, чем современный транспортный налог и акциз на топливо.
Транспортный налог владелец платит даже в том случае, если его автомобиль стоит в гараже круглый год. Вдобавок транспортный налог привязан к объему двигателя, который слабо связан с расходами, которые идут на содержание дороги.
Акциз на топливо платит только тот, кто использует свой автомобиль. Но при этом непропорционально большие затраты у тех, кто использует машины с большим потребление топлива. Например, спортивные легковые автомобили потребляют больше бензина, причем дорогого, чем, например, «Газели». Соответственно акциз их владельцы платят больший, хотя ущерб дорогам наносят меньший.
Еще недавно рассчитывать налог исходя из пробега автомобиля было фактически невозможно. Но за последние десять лет сервисы спутникового геопозицинирования стали настолько доступны, что теперь каждый обладатель смартфона может за пару секунд определить собственные координаты с точностью до пары метров.
Так в Нидерландах еще в 2009 году было принято решение о постепенной замене дорожного налога и налога на покупку автомобиля (который составлял до половины стоимости авто) на новый налог, который исчисляется исходя из пробега автомобиля. При этом ставка налога определяется не только исходя из категории автомобиля — за тяжелые и большие машины приходится платить больше — но и от выбора маршрута. За использование загруженных магистралей в часы-пик также приходится платить больше.
В Нидерландах в салоне каждого автомобиля установлен счетчик, который показывает, во сколько обходится каждая поездка — так что автомобилисты поневоле задумываются о том, чтобы пересесть на такси или общественный транспорт.
Конечно, важное отличие Нидерландов от России в том, что там новый сбор администрирует налоговое ведомство, а не частная компания, контракт с которой был заключен без конкурса. Да и доверие к государству у граждан королевства намного выше, чем в России.