Если бы сейчас революционные матросы брали бы Зимний, они бы помимо, мостов, почты и телеграфа, непременно заняли бы и здание телецентра. Что, собственно говоря, и попытались сделать бунтовщики в октябре 1993 года. Ибо, тот, кто контролирует ТВ, тот формирует, что называется, повестку дня. Или, говоря попроще, владеет умами немалого количества наших сограждан.
Не случайно ещё Борис Ельцин приравнял руководителей федеральных телеканалов к силовикам, наравне с министром внутренних дел, директором ФСБ, и т.д. В 1996 году "телевизионные силовики" помогли стране "выбрать сердцем", а ныне, эта система "отшлифована" и доведена до блеска.
Каждую пятницу руководители федеральных каналов получают ЦУ от руководителя администрации президента России, руководитель коего недавно возглавил предвыборный список одной из 11 партий, официально зарегистрированных для участия в выборах в нижнюю палату нашего, извините за грубое слово, парламента.
Угадайте, какая партия, в итоге всех этих наноманипуляций, в результате, доминирует на голубых экранах с утра до вечера?
При этом, выясняются интересные вещи.
Например, согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения, опросившего в ноябре зрителей, победителем теледебатов может быть признана "Единая Россия", выступления представителей коей понравились аж 69% респондентов.
Хохма, однако, в том, что представители "Единой России" ни в каких теледебатах не участвовали, отказавшись от них под тем предлогом, что нечего им там делать. По сути дела, повторив свою модель поведения на предыдущих парламентских выборах 2003 года.
Конечно, говоря об этой любопытной цифре, можно вспомнить о недавнем расследовании журнала The New Times, согласно коему, представители ВЦИОМ тесно сотрудничают с Кремлем. В частности, с заместителем начальника управления внутренней политики президентской администрации Алексеем Чеснаковым, с которым, по сведениям журнала, директор центра Валерий Федоров лично согласует все анкетные вопросы для еженедельных всероссийских экспресс-опросов общественного мнения. Каждую пятницу в президентской администрации заранее утверждают и пресс-выпуски ВЦИОМа, которые готовятся к выходу на следующей неделе. Взамен социологи якобы получают возможность осваивать бюджетные деньги, уклоняться от налогов и выводить деньги в офшоры.
С другой, стороны, Центр экстремальной журналистики обнародовал свой мониторинг освещения на телеканалах выборов в Госдуму с 1 октября по 5 ноября с. г. И данные ЦЭЖ таковы: за отчётный период Первый канал из 93% своего освещения политических и предвыборных новостей в прайм-тайм посвятил деятельности Владимира Путина (41%), правительства (35%) и "Единой России" (17%). Данное освещение событий было по своему тону всецело нейтральным или позитивным. В то же время оппоненты, СПС и "Яблоко" получили в общей сложности только 0,5% более или менее нейтрального освещения.
Политические новости другого государственного канала - "России" – в октябре на 85 процентов были посвящены деятельности президента (36%), правительства (32%) и правящей партии "Единая Россия" (17%). По оценкам группы мониторинга, 93% сообщений о президенте Путине были позитивными по своему тону, а 7% - нейтральными. Аналогичным образом правительство и правящая партия были представлены исключительно в позитивном или нейтральном свете. СПС и "Яблоко" набрали лишь по три процента нейтрального или позитивного освещения. Партия "Справедливая Россия" получила около трех процентов освещения событий, которые в основном были также нейтральными или позитивными по своему тону.
ТВЦентр, контрольный пакет акций коего принадлежит столичному правительству, посвятил 37% своих политических и предвыборных передач деятельности главы государства, причем подавляющее большинство сообщений были позитивными или нейтральными по своему тону. Правительство получило более 17% освещения событий, которые также были в основном позитивными или нейтральными. Что касается политических партий, то большая часть репортажей пришлась на "Единую Россию" - 27% и ЛДПР - 6%. Если сообщения о "Единой России" и ЛДПР были по своему тону позитивными или нейтральными, то "Союз правых сил", получивший всего 1% освещения, был представлен исключительно в негативном или нейтральном свете.
Что же касается негосударственных каналов, то НТВ (имеющий мажоритарного акционера в лице государственной компания "Газпром") уделил 47% своих сообщений президенту Путину, 28% - правительству, 1% - президентской администрации и 18% - "Единой России". В подавляющем большинстве случаев освещение было позитивным и нейтральным по своему тону. Следующими по популярности на телеэкране были политические партии "ЛДПР" и "Справедливая Россия" - каждая получила по 2%. В целом, канал игнорировал оппонентов правящей власти.
По сравнению с четырьмя другими ТВ-каналами, второй вошедший в мониторинг частный канал Рен-ТВ (70% принадлежит проправительственным компаниям "Северсталь" и "Сургутнефтегаз" и 30% германской группе RTL) представил своим телезрителям слегка более сбалансированный обзор политической жизни. Хотя канал и посвятил значительную часть новостных сообщений в прайм-тайм деятельности президента (13%), правительства (26%) и "Единой России" (26%), эти показатели ниже, чем у остальных четырех общенациональных ТВ-каналов. Качественный анализ также свидетельствует о том, что данный канал представляет более сбалансированный показ правительства и "Единой России". Политические оппоненты правящей власти - "Яблоко" и СПС - получили в общей сложности 5% освещения, которое по своему тону было в основном нейтральным.
Анализируя свои данные, представители ЦЭЖ сделали совершенно логичный вывод, что "большинство вошедших в мониторинг каналов зачастую игнорируют возможность предоставить российским гражданам противоположный взгляд на конкретные события", отказываясь предоставить оппозиции сколь-либо значительное эфирное время, равно как и возможность изложить свои политические взгляды в противовес нынешнему истеблишменту.
Характерным примером явилось отражение в новостных выпусках центральных российских каналов московского "марша несогласных", состоявшегося 24 ноября с.г.
По данным "Коммерсанта", каналы "заметили" марш только вечером. Причём новостные программы Первого канала, "России" и НТВ были словно сделаны под копирку.
Сначала следовал подробный отчет об акциях прокремлёвских молодёжных движениях "Наших" и "Местных", затем благожелательное упоминание о КПРФ. Что же касается участников "Марша несогласных", то на НТВ сообщили о "радикальной оппозиции", на "России" - "ультраправых и ультралевых радикалах", на "Первом" - о "радикальной группой". Ни словом ни обмолвившись, что среди "несогласных" были и представители одной из одиннадцати зарегигистрированных ЦИКом партий, а именно СПС.
Из новостей федеральных каналов зрители не узнали не только об участниках марша, но и об их избиениях и задержании оппозиции.
Единственным исключением стал канал РЕН-ТВ, который в итоговой программе "Неделя с Марианной Максимовской" представил зрителям совсем другую информационную картину дня. В частности, только на РЕН-ТВ в тот же день показали митинг оппозиции в Ингушетии, выступавшей против похищения людей, которых с применением оружия и БТР жестоко разогнал местный ОМОН (кстати, в связи с этим, на журналистов канала в этой северокавказской республике два дня шла настоящая охота со стороны местных правоохранительных органов). Показали и Гарри Каспарова, комментирующего жесткие действия московской милиции, а позднее сообщили об арестах его и Бориса Немцова. А главное, наглядно продемонстрировали действия ОМОНа (которые на других каналах были названы "корректными") и неизвестных людей в штатском, которые жестко рассекали митингующих, волоком растаскивая их по автобусам с применением дубинок.
Иными словами, федеральные телеканалы ныне активно выступают в роли не столько средств массовой информации, сколько - массовой агитации.