будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума волонтеры Алексей Кудрин Совет Федерации
Июнь 30, 2025
Страна
Винокуров Андрей

Вне закона

Вне закона
_KGI

На круглом столе, организованном Комитетом гражданских инициатив, раскритиковали разработанный в Совете Федерации законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)», который до конца февраля планируется внести в Госдуму. Участники уверены, что он не только не поможет волонтерам, но и усложнит их деятельность.

Законопроект не защищал никто. Мнения участников от КГИ и представителей различных волонтерских организаций различались только в том, что кому-то законопроект просто не нравился, а кому-то – очень сильно.

Одна из самых радикальных точек зрения принадлежала организатору благотворительного проекта «nuzhnapomosh.ru»  Дмитрию Алешковскому: «Вместо того, чтобы обсуждать, каким должен быть этот закон, давайте поставим точку в вопросе, а должен ли он быть вообще. Для наших людей, постоянно занимающихся волонтерской деятельностью, ответ очевиден – нет. На данный момент этот закон не просто не нужен, но и опасен для всех организаций, использующих труд волонтеров и вообще всех, чья жизнь зависит от этой деятельностью».

Дмитрий Алешковский

Алешковский в своем выступлении отметил, что, по данным британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation, Россия занимает восьмое место в мире по количеству волонтеров, а также сравнил попытку законодательно регулирования деятельности добровольцев  с попыткой контролировать художников: «Художник – гражданин, он выполняет некоторые действия, затрагивающие других граждан, но никому не приходит в голову принимать закон, регулирующий его отношения с другими гражданам. Художественный труд – это сложная и опасная работа. Краски бывают токсичными, рамы тяжелыми, а если упасть на кисточку, то можно и глаз выколоть... А если с ним случится подобный несчастный случай, когда он будет рисовать картину для друга. Смешно даже представить, что государство примет закон, который будет обязывать всех художников страховать свою жизнь от травм, полученных с помощью кисточки во время выполнения работы... Конечно, любой художник задумается о том, чтобы писать работу в подобных условиях».

Участник круглого стола обратил внимание на то, что все необходимые нормы уже прописаны в действующем законодательстве, другое дело, что они часто не работают или работают плохо: «Нам в  Крымске не выдавали воду, просто потому, что у нас не было  книжек волонтеров. Решение нашли через неделю».

Алена Попова

Координатор общероссийского волонтерского движения «Гражданский корпус» Алена Попова считает, что дополнительное законодательное регулирование требуется только в отношении добровольцев в зонах чрезвычайных ситуаций: «У нас есть необходимость застраховать жизни людей, которые работают с нами плечом к плечу… Необходимо, чтобы все понимали, что мы делаем в зонах ЧС, и чтобы нам не вставляли палки в колеса. Мы против того, чтобы государство вводило какие-то книжки волонтеров и т.д. Но мы за то, чтобы были изменения в трудовом кодексе РФ, чтобы волонтеры, работающие в чрезвычайных ситуациях, могли записывать себе свою деятельность в стаж. Ведь те же психологи и медики действительно работают».

Елена Тополева-Солдунова

Член комиссии Общественной палаты РФ (ОП РФ) Елена Тополева-Солдунова считает, что закон может привести к ужасающим последствиям в регионах, как это уже случилось  с законами о социально ориентированных некоммерческих организациях. Что при дополнительной бюрократизации кто-то будет лишен возможности участвовать в волонтерской деятельности. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», – риторически заключила она.

Тем не менее, представитель ОП РФ, как и Алена Попова, видит необходимость в регулировании взаимодействия министерств с волонтерами в экстренных случаях: «Все ведомства, которые сталкиваются с волонтерами - МЧС, Министерство образования, труда - должны разработать для своих учреждений регламент взаимодействия с добровольцами, чтобы не было той неразберихи как в Крымске, на пожарах и т.д. Чтобы приехали волонтеры, а у МЧС уже пошагово расписаны рекомендации по работе с ними. Шаг первый – помочь развернуть лагерь и т.д. Вот это реально нужно».

Григорий Куксин

Руководитель противопожарной программы отделения международной ННО «Совет Гринпис» Григорий Куксин рассказал, что рассмотрение законопроекта «О добровольчестве» напоминает ему, как уже обсуждался ФЗ 100 «О добровольной пожарной охране»: «Скандал при разработке, жесткое давлении со стороны разработчиков и МЧС... Ни одно обещание по отношению к добровольцам по учету их просьб не было выполнено. Закон были принят жестко и быстро... В итоге появилась ширма, которая никакой реальной основы под собой не имеет, за исключением нескольких показушных городских структур, которые созданы для демонстрации успеха в этой сфере. В сотнях тысячах привлеченных ради галочки добровольцах затерялись те, которые могли и хотели работать. Совершенно никак не решена проблема сельской местности, удаленных, малонаселенных  пунктов, для которых закон и создавался. А теперь невозможно остановить барьеры, которые в нем заложены».

Виктор Сиднев

Хотя защитников законопроекта не нашлось, некоторые участники попытались все-таки понять логику его создания. Член КГИ Виктор Сиднев отметил, что пока нет четкого урегулированного законодательства, государственные органы не всегда могут оказывать волонтерским организациям помощь: «В этом смысле, если посмотреть ряд статей, там написаны разумные вещи, которые расширяют права органов власти по поддержке волонтерского движения. Власти могут делать то, что разрешено законом. Это касается и деятельности, на которую ее представители могут тратить  деньги». Но Сиднев считает, что для этого нужен не законопроект о волонтерстве, а изменения в других уже действующих законах, где прописаны полномочия различных органов власти.

Антон Лопухин

Аналогичного мнения придерживается и директор Департамента по работе с волонтерами Оргкомитета «Сочи 2014» Антон Лопухин: «В чем-то я понимаю и законодателя, и контролирующие органы. Они хотя быть уверены, что люди, которые служат волонтерами, – это те люди, которые занимаются благотворительной некоммерческой деятельностью и не способствуют извлечению прибыли для своей организации. Необходимо доработать действующее законодательство. Распространить практику привлечения волонтеров в общественные организации и прописать, что нельзя привлекать добровольцев в проекты, которые связаны с получением прибыли».

Елена Альшанская

Директор благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская отметила, что в общемировой практике регулируют волонтерство обычно только в случаях, когда это сопряжено с получением государственных субсидий: «Регулировать то, что не связано с государственной поддержкой – это уже очень странно».

 

Алексей Кудрин

С этой точкой зрения согласился и председатель КГИ Алексей Кудрин: «Только там, где может использоваться помощь государства, и должно что-то регулироваться. А где нет распределения грантов и льгот, то и нет необходимости участвовать в этих особых формах отношений волонтеров и государства. Так можно было бы существенно упростить ситуацию. И действительно есть еще волонтеры в ЧС, где им нужно помочь в координации с государственными органами». В заключение Кудрин призвал создать экспертную группу, которая в кратчайшие сроки должна сделать отзыв на данный законопроект, а впоследствии, возможно, предложить изменения и в другие законы.

 

Винокуров Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).