будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Страна

Внешний и внутренний туризм

Внешний и внутренний туризм
IMG_5789
Фото с семинара.. Источник: Наташа Четверикова

«Полит.ру» продолжает публикацию выступлений на экспертных семинарах, посвященных разработке стратегии Москвы. Семинары проводятся совместно с Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. Мы публикуем заключительную часть дискуссии, состоявшейся на семинаре, где обсуждалось развитие туризма.

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства: 1 млн туристов в год, если это действительно туристы, а не бедолаги, которые убирают наш двор, иностранцы из Таджикистана, – это порядка 14 тысяч гостиничных мест, обычно не дороже трехзвездочного уровня. Если говорить о туристической индустрии, как Григорий Ревзин. Я отбрасываю хостелы и 5-звездочные – нужно около 14 тыс мест среднего уровня. А если учесть естественную сезонную неравномерность, то нужно 25-30 тыс мест, чтобы привлечь 1 млн туристов в год. Могу посмотреть по справочнику, сколько в Москве таких мест.

Даже что бы выйти на уровень скромного Петербурга, а не Барселоны или Лондона, нужен большой рост мест размещения. Но приращения недорогих гостиничных мест пока не наблюдается. Мы любим строить, переоборудуем «Украину», строим «Ритц Карлтон» на месте национальных памятников…

Дальше: этим людям надо как-то передвигаться по городу. Если это не индивидуальные туристы, самый простой вариант – туристические экскурсии. По Лондону ездят дабл-деки: берешь там аудио-гида на любом языке мира и путешествуешь. Можно ли запустить такой дабл-дек, чтобы он объехал московские достопримечательности как лондонские? Да, но там придется делать спальные места и сложную систему канализации. И вот такого типа проблемы закрывают все.

Реплика из зала: Но сейчас экскурсионные автобусы стоят у каждого вокзала, и приглашающие кричат в мегафон: «Храм Хриса спасителя… Могила Высоцкого…»

Михаил Блинкин: До могилы Высоцкого, до Ваганьково они за день доедут. А вот сделать объезд по километражу, какой можно сделать в Барселоне или Лондоне, физически невозможно.

Реплика из зала: Такой автобус существует. Я был на Воробьевых горах, на смотровой площадке. Там есть специальная остановка, расписание автобуса, ходит один раз в день: кто успел, тот успел.

Блинкин: Характерные скорости передвижения по Москве проигрывают всем названным туристическим столицам не на 10%, а в 2 раза. Далее, передвижение по городу  индивидуального туриста. В любом туристическом городе мира можно взять машину напрокат, но я бы посмотрел на такого туриста, передвигающегося по Москве таким образом.  Не говорю даже о том, сколько он простоит в пробках. Когда я возвращаюсь из-

за рубежа и сажусь за руль, с ужасом понимаю: «Какое счастье, что я родился в этом городе и могу в нем ориентироваться, как в своей спальне». Попробуйте ориентироваться в этом городе, если вы его не знаете. Даже если у вас есть хороший туристический справочник, даже если он в айфоне – не важно. Как это все сличить с городом? Город в этом смысле слепой.

Эти два соображения – где жить и как ездить, – они, похоже, ключевые. И еще один пункт – контент, зачем. Объезжая 20 мировых туристических городов, после того, как объехал 19, турист по инерции поедет в 20-й. Т.е. контент – не главное. Главное – куда человек приедет и как будет передвигаться. Я уже не говорю о диковинном внешнем транспорте Москвы, потому что человек, который привык к аэропорту Шарля де Голля…

Юрий Сапрыкин, шеф-редактор объединенной компании «Афиша» — «Рамблер»: В мировом туризме раскрутка объекта для всеобщего знания – это целое дело. Например, та же Барселона 40 лет назад, Гауди – это был сюжет исключительно для специалистов по модерну. И была правительственная программа про то, как раскрутить Гауди. Это была действительно большая, серьезная инвестиционная работа. Ну, давайте выберем что-нибудь – московский двор, неважно что, хоть что-нибудь.

Александр Можаев: Сейчас идут разговоры насчет ВДНХ. Там хотят роллер-дром строить, но ВДНХ – это площадь центральная, с фонтанами. А самые интересные вещи, мне кажется, лежат с краю. Был образцовый советский колхоз, в котором было все: от роддома до клуба и коровника. Вот просто вернуть ситуацию в 1954-й год и показывать так, как это было запланировано, – это, по-моему, очень здорово. И очень интересно для иностранцев. Будет своеобразная экзотика. Увидеть настоящую машину времени, советский колхоз, это готовая вещь, ничего добавлять не надо, просто включите ее обратно – и все.

Сапрыкин: В Таллинне два музея советского быта, не считая музея советской оккупации. Сразу понятно, как они к советскому быту относятся, там их два. В других городах тоже есть музей советского быта. Там у каждого столба музей советского быта...

Можаев: Вот Китай-Город, который должен был идеально играть роль старого города. Где довольно много древности и куда сейчас практически невозможно зайти: мертвая территория. И Администрация президента огораживает квартал, причем, именно Ипатьевский переулок. Это церковь Троицы в Никитниках, XVII век, Палата Ушакова, прихожанам выдают пропуска для входа в церковь. Эта территория, того и гляди, от нас уедет.

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ: В Москве находятся 3 объекта Всемирного культурного наследия. Это Кремль, Новодевичий монастырь и церковь в Коломенском. Вопрос в том, как связать это в единую цепочку.  Индивидуальные пешеходные маршруты хороши для московских старожилов. У внешнего человека, который приезжает в Москву, не создается впечатления комплексности. Есть фрагментарные представления о каких-то объектах, включая смотровую площадку, рестораны, но комплексности нет. Человек вышел из Третьяковской галереи и не получил флаеров на посещение десятка других объектов, как делают, например, в Барселоне.

Появляющиеся новые объекты не включаются в жизнь всего города, а живут сами по себе. Появился хороший планетарий – вся Москва туда ринулась, но до приезжих информация не доводится. Через два года он, может быть, куда-то попадет, пока планетарий оторван от культурной жизни Москвы. Новые, современные галереи продвигают себя, решают политические вопросы, и опять же не встраиваются в существующую культурную жизнь, а наоборот, вырываются из нее. Это меня пугает. Нужен какой-то синтез, комплексность, этого не хватает. Нужно связать это во что-то единое, этой связки я не вижу. Нужно думать, как это все связать. Как хостелы привязать к культурным объектам, где это делать. Я понимаю, что у каждого есть программа. Она нацелена на свой бизнес, но не на интересы Москвы.

Денис Визгалов, Институт экономики города: Вопросы, над которыми хочется поразмышлять, заданы Григорием Ревзиным. Первый вопрос: а надо ли нам это? Очевидного ответа нет. Мне кажется, даже Комитет по туризму Москвы делает это не потому, что этого хочет, а потому, что обязаны, себя пересиливая, пытаясь сюда кого-то заманить. Если мы говорим: да, туристы нужны, то зачем? Нужны, конечно, даже если мы не хотим делать на этом бизнес, то для современного города, для мегаполиса быть гостеприимным – это норма приличия. Негостеприимный город сейчас в мире – это все равно, что придти на бал в грязном белье. Главной целевой аудиторией здесь, на мой взгляд, хотя бы на ближайшие 20 лет должны быть не иностранные туристы, а россияне.

И это нужно не им, а в большей мере Москве. Многие отмечают, как резко негативно меняется в стране имидж Москвы. Градус ненависти, озлобленности по отношению к Москве, неприязни ощущается даже лично. Изменить это – очень важный шаг. Чтобы людям было здесь удобно, комфортно, приятно, надо что-то менять.

И зарабатывать на этом Москва может при правильном подходе. Сегодня в мире появляются не только новые точки туризма, но и новые отрасли. И туризм приходит туда, где его раньше не было в помине (производственный туризм, промышленный, военный). Москва могла бы эксплуатировать все эти темы с лихвой, потому что уровень символического капитала просто зашкаливает. Мы просто не умеем это все подать, хотя креативный класс здесь мощнейший.

Что касается стратегии, то здесь можно пойти двумя путями: либо заниматься стратегией, искать какой-то специальный контент, все это координировать, искать какую-то мегатему. Это важно и даже более важно, чем заниматься тактикой, но заниматься и тем и другим одновременно невозможно. Нужно остановиться на чем-то одном. Сил, ресурсов, политических запросов на все одновременно нет.

Марина Левашова, директор фонда «White City Foundation»: У меня любимый институт, который занимается городской средой, - институт Яна Гейля в Копенгагене. И если мы сегодня читаем сводки, то самые счастливые – это датчане. Если вы приезжаете в Копенгаген, то поражаетесь количеству детей, людей, туристов. Все это на площадях. 70% летом и 40% зимой ездят на велосипедах, хотя температура такая же, как в Петербурге.

Как это все началось. В 1960-х годах Ян Гейл влюбился в психолога, юную девушку, которая ему сказала: вы как архитектор вообще не думаете о комфортности. Комфортность – это, когда смотришь, и у тебя в глаз упирается во что-то теплое, уютное. Современная архитектура может убить человека, сделать его маленьким и несчастным. И Ян Гейл стал размышлять на эту тему, сегодня по всему миру его приглашают. Лондон, Рим, Нью-Йорк, Пекин. Когда он сказал датчанам: вы будете сидеть в кафе с февраля по декабрь, они ответили: нет, мы не итальянцы, чтобы сидеть в кафе. Гейл захотел построить 2500 кафе, и сегодня, когда вы приезжаете в Копенгаген, в марте вы видите, что город наполнен пледами, открытыми кафе. Все сидят, и атмосфера какого-то рая.

Затем он посадил всех на велосипеды. Была разработана специальная политика, появились специальные полосы для движения, и вот датчане такие счастливые.

Когда я покупаю билет в Данию, а я туда езжу 20 лет 4 раза в году, у меня впечатление, что я еду на елку. Что я маленький ребенок и еду за счастьем. Вот это счастье, и оно тебя окутывает. А создано Институтом Яна Гейля. Поэтому если нам нужны какие-либо маяки в продвижении комфорта, счастья, предлагаю зайти на сайт Института Яна Гейля и увидеть конкретно проработанные механизмы. Это

четкая индустрия, которая покупается всем миром.

Данголия Росицкайте, руководитель сети хостелов в Португалии: Пока мы не имеем столько интернациональных туристов в Москве, чтобы не думать об этом. И начинать думать об этом сейчас – не значит, что завтра их станет очень много. Их станет много, когда все пойдет правильно. А насчет хостелов и лица города Москвы: хостел –одна из важных частей этого лица. Само значение этого слова уже известно людям по всему миру. Это уже проработано, нужно только ввести это в Москву. Если я еду в город, я знаю: в нем есть хостелы, я смогу там остановиться, узнать, как и куда мне добраться, какие билеты купить и т.д. Но пока хостелы в России и Восточной Европе развиты меньше, чем в других частях мира.

Григорий Ревзин, искусствовед, специальный корреспондент издательского дома «КоммерсантЪ»: Смотрите, вот имеется страна, довольно близкая по развитию к России, – Турция. Есть Стамбул. Там 6 млн населения, примерно столько же туристов. И есть Анкара, в которую туристы не ездят. Людей, которые были в Анкаре, можно по пальцам пересчитать. Если ты ведешь раскопки, тебе надо поехать в Анкару, в университет, или в музей, который гораздо богаче, чем в Стамбуле. Но туда никто не едет. Индустрия туристического города так устроена, что город открыт для туристов, он этим живет. А есть города, которым это не нужно. У нас есть Петербург, который пытается развивать туризм. Мне кажется, мы путаем вопросы о том, как хорошо было бы жить в Копенгагене, и вопрос развития туризма, который совершенно не имеют к этому отношения. Это вопрос продажи имиджа города внешнему потребителю. Мы его хотим продавать?

Визгалов: В Анкару не ездят, – и, в общем, не надо. Но в Москве тоже есть огромный спрос на Москву. Сегодня разговор начался с фразы больше никогда сюда. Но ведь зачем-то они сюда приехали, какие-то ожидания были. Эти люди хотят приехать и получить удовольствие или знания. И Москва обязана этих людей встретить, не терять их.

Ицкович: В этом есть определенная мысль: Москва – привлекательный бренд сам по себе. Он уже такой.

Андрей Самонаев, руководитель Центра развития дизайна, директор магазина-кафе DesignBoom: Что-либо делать – это действительно вопрос туризма и комфорта. Но почему мы должны постоянно ездить, а в своем городе не можем отдохнуть? Если нам будет здесь приятно жить, сюда будет приятно приезжать и гостям, подпитываться этой энергией. Это самый простой ход. Что касается стратегии или тактики, необходимо сделать какой-то фрагмент, где можно экспертным сообществом поэкспериментировать с навигацией, со смыслами. Чем больше впечатлений внутренних, тем интересней, а энергия приложится. Например, то же пространство Сретенки сделать испытательной базой.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).