будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Страна

Внутриисламский конфликт в Чечне

- В 18 веке в арабском мире возникло религиозное движение, идеологом которого был известный религиозный деятельно Саудовской Аравии того времени Аль Ваххаб. Ваххаб выступал за возврат к чистому Исламу, к отказу от разнообразных обычаев и правил, которые достались исламскому миру в наследство от язычества и восстановление религиозных норм, которые изначально были заложены в Коране. Социально и политически это означало отказ от разделения на отдельные племена, эмираты и осознание мусульманским сообществом своего единства. Одним из следствий появления ваххабизма было постепенное объединение этого региона под властью саудитов, из-за чего возникла Саудовская Аравия.

- Означает ли это, что основным распространителем ваххабизма в мире является Саудовская Аравия?

- Да. Саудовская Аравия активно занимается распространением своей идеологии, религиозных принципов ваххабизма, а поскольку они люди весьма состоятельные, то делают это весьма активно. Сейчас в России подавляющее большинство мусульманского просвещения v акции, организации v так или иначе связано с этими деньгами и, главное, интеллектуально связано с просветительскими центрами в Саудовской Аравии.

- Почему «ваххабизм» так прочно ассоциируется с религиозным экстремизмом?

- В действительности ваххабизм, в отличие от других течений в исламе. предполагает более высокий уровень самосознания верующего, потому что человек отделяет себя от своего племени, от своего тейпа и главным для него становится его религиозная приверженность. Согласно ваххабистскому учению, религия, в отличие от принадлежности к роду, не наследуется, а обретается. Человек обретает истинные знания, обретает откровения, а не получает их при рождении. И в этом смысле внутри мусульманского мира ваххабизм v развитие религиозной мысли. Как протестантизм в христианстве. Первые протестантские общины периода возникновения этого учения вообще сложно описать иначе как религиозных фанатиков. Но при этом, если смотреть глубже, мы находим там процессы, связанные с ростом индивидуализма, с осознанием религии как личного выбора человека.

- Почему же именно саудовские проповедники сейчас играют такую большую роль в деле исламского просвещения в России? Разве у нас нет собственной традиции? - В 19 веке в России центры исламского просвещения и исламской мысли существовали в Казани и особенно в Бухаре, Самарканде. Российская империя сохранила политическую автономию для Бухарского ханства, в частности, потому, что Бухара пользовалась большим авторитетом как религиозный и интеллектуальный центр мусульманского мира. Но за годы советской власти эта система религиозного образования была разрушена, и когда в начале 90-х годов на Северном Кавказе начались процессы национального возрождения, они в немалой степени оказались связаны с Саудовской Аравией и тамошней версией ислама.

Это связано с историческими особенностями Северного Кавказа. Там исламизация населения произошла очень поздно, в частности, чеченцы окончательно мусульманизировались только в 16 веке. В их культуре изначальная языческая составляющая до сих пор очень сильна. Это легко сравнить с русской ситуацией 12 v13 веков, когда под легким налетом христианства по-прежнему было полно традиционных языческих представлений.

- Почему ваххабизм оказался особенно силен именно на Северном Кавказе?

- С точки зрения ваххабизма, традиционный ислам, с его нацеленностью на мистику и инкорпорированность в национальные обычаи, - недостаточно чистый. Когда на Северном Кавказе началось религиозное возрождение, то в частности, оно было связано с привнесением новой идеологии. Кроме того, там сейчас происходит разложение традиционных отношений, особенно это важно для чеченцев, у которых традиционный уклад ломался многократно, в связи с переселением в сороковых годах прошлого века, но многое из него сохранилось, например, тейповая система и управление общиной через совет старейшин. Однако сейчас эти отношения уже не играют той роли, которую играли, например, в начале 20 века, хотя они все еще достаточно сильны.

Исторический пример v известное нам движение Шамиля было, по сути, той же попыткой объединить тейпы, общины не только чеченские, но и дагестанские в единое исламское государство, и оно провалилось не только благодаря жесткому, в том числе военному, давлению России, но и потому, что общинный сепаратизм оказался сильнее объединяющей исламской идеологии. Дагестанцы и чеченцы предпочли стать автономными общинами под властью «белого царя», чем пренебречь национальными традициями ради создания мусульманского государства и, соответственно, независимости от православной империи.

- А когда ваххабиты появились в России?

- Точно ответить на этот вопрос невозможно. Скорее всего, отдельные визиты деятелей ваххабизма начались еще в середине 1980-х годов, но они носили частный характер. По крайней мере, в начале 90х годов в чеченском движении за независимость никаких религиозных элементов не было. Они стали проявляться уже после первой чеченской войны, после усиления контактов Чечни с Саудовской Аравии. В частности, широкая практика похищения людей (причем по большей части местных жителей-мусульман, а не российских военнослужащих), которая наравне с терроризмом стала обоснованием необходимости продолжения военных действий в Чечне, коррелировала с распространением ваххабизма. Потому что для ваххабита мусульманин, придерживающийся не ваххабистской версии ислама, v не настоящий мусульманин, что освобождает ваххабита от принятых отношений между общинами и тейповой солидарности.

- То есть ваххабитов в Чечне не ждали и не были рады их появлению?

- Те, кто был связан с традиционными устоями, и в то же время поддерживали движение за независимость Ичкерии, например, верховный муфтий Кадыров, с самого начала выступали против ваххабитов. Очевидно, что и сейчас многих в Чечне на сотрудничество с российской властью и на противостояние боевикам подвигает то, что ваххабизм разрушает традиционный уклад и традиционную власть в Чечне.

Население в основной своей массе относится к этому явлению противоречиво. В ваххабиты идет неприкаянная и неустроенная молодежь, которая при сломе привычного, традиционного уклада не может найти себе места себя в изменившемся обществе. Причины очевидны. Это и безработица, и насилие со стороны федеральных войск, отсутствие возможности учиться и т.д. Но главное - общая ломка мировоззрения. При этом основное население, люди среднего возраста в самой Чечне нередко открыто выступают против групп, исповедующих ваххабизм. Например, летом 1999 года в селе Бамут односельчанами был убит полевой командир v ваххабит Руслан Хайхороев именно за то, что похищал людей. Традиционно мыслящие чеченцы ему этого не простили.

Противостояние с российской стороной еще усиливает антиваххабистские настроения. Понятно, что перед угрозой внешнего врага общество консолидируется по национальному признаку, ваххабиты же v враги национального.

Главная претензия чеченцев к Масхадову состоит в том, что он еще в зародыше не смог подавить ваххабистское движение, и именно за это ему теперь не доверяют.

- То есть к Масхадову одновременно предъявляются претензии и политического, и религиозного характера?

- По большому счету да. Поскольку для современного ислама актуальна проблема консолидации мусульманского мира перед миром внешним, у мусульман, к сожалению, неизбежно происходит подмена религиозных понятий на политические. Что касается ваххабитов, то они позиционируют себя как авангард борьбы с неверными.

В мировом контексте это понятие «неверные» легко трансформируется радикальными идеологами в понятие «американская угроза», в контексте Чечни v «российская угроза». И здесь лидерам чеченской оппозиции очень трудно морально размежеваться. В свое время Масхадов оказался перед этой проблемой. Занимая умеренные позиции, он сам понимал, что утрачивает авторитет лидера антироссийского движения, потому что радикалы позиционировали себя как большие поборники независимости Чечни, а он не мог им ничего противопоставить. Он пытался что-то этому противопоставить, и, в частности, для этого была выдумана безумная для европейского сознания идея о том, что ваххабиты в Чечне это агенты сионизма. Эта идея озвучивалась и Масхадовым и Удуговым. В действительности, это была робкая попытка защититься, найти хоть какой-то идеологический противовес радикальной пропаганде.

- Значит в современном исламе будущее за ваххабизмом?

- В дальней перспективе ваххабизм v закономерное и в какой-то степени положительное явление. Но сейчас мы должны решать многие проблемы, связанные с внутренними процессами, протекающими в исламе. Конфликты, которые в эти годы происходят внутри Чечни, ведут к выплеску насилия и агрессии, от чего страдает и сама Чечня, и Россия в целом.

Неизбежно возникает вопрос о том, как с этим правильно работать. У меня есть такая идея, что те страны, которые воспринимаются западным сообществом как «ось зла» - это такие своеобразные мировые подростки. Подростковому периоду, в частности, свойственны такие выплески агрессии, однако это только период в жизни человека. Он связан с обретением человеком личностного самосознания, и в этом смысле это положительный период. Все мы знаем, как тяжело иметь дело с подростками, однако есть способы правильно строить отношения с ними. Эти простые психологические приемы работают на личном уровне, но из них можно что-то почерпнуть и для выстраивания отношений на политическом уровне.

Возвращаясь к ситуации в Чечне. Я думаю, мы должны занять более вдумчивую позицию, не торопиться заявлять, что все происходящее там якобы доказывает, что ислам в целом агрессивная религия, а народ, исповедующий ислам, это народ агрессивный.. Все гораздо сложнее. Проблема ваххабизма в Чечне - это проблема обретения индивидуального сознания членами традиционного общества.

Вопрос не в том, страшен ли ваххабизм, а в том, какие проблемы он в действительности выявляет. Сами чеченцы в большинстве своем этого не знают, они живут этими страстями, но мы как люди, имеющие традицию рационального осмысления ситуации, и находящиеся не в такой стрессовой ситуации можем пытаться эту ситуацию анализировать. И мне кажется, что пытаться с помощью борьбы против той или иной идеологии подавить некие агрессивные проявления, которые считаются ее прямыми последствиями, это тупиковый путь. Нельзя рассматривать идеологию ваххабизма в отрыве от остального комплекса проблем Чечни и возлагать только на нее всю ответственность за происходящее там.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).