Недавно назначенный вице-премьер Юрий Борисов заявил, что разработка нового сверхтяжелого транспортного самолета на замену Ан-124 «Руслан» внесена в госпрограмму вооружений, рассчитанную до 2027 года. «Они в плане научно-исследовательских работ в конце принятой госпрограммы вооружений», — приводит слова Борисова «РИА Новости».
Вице-премьер считает, что скорой замены «Руслану» не требуется, поскольку парк имеющихся самолетов Ан-124 при модернизации бортового радиоэлектронного оборудования и замены украинских двигателей Д-18 на российские Д-35 может эксплуатироваться до 2050 года.
Говоря о возможном возобновлении производства «Русланов», Борисов отметил, что это связано с возможностями двигателей Д-35, которые делаются в Объединенной двигателестроительной корпорации. «И то, ничего нового создаваться не будет — просто «оцифруем» Ан-124 с новыми двигателями», — уточнил Борисов.
Ан-124 «Руслан» — самый большой серийный грузовой самолет, разработанный еще в Советском Союзе. Самолет этой модели совершил первый полет в 1982 году, в 1987 году началась эксплуатация, а выпуск продолжался до 2004 года, всего было произведено 55 машин разных модификаций.
Самолет разрабатывало ОКБ имени Антонова, которое базируется в Киеве, для его производства работали различные предприятия, которые находились как на территории Украины, так и на территории России, так что сразу после распада СССР сохранение проекта все время сталкивалось со множеством политических проблем. В современных условиях о совместном производстве «Русланов», безусловно, не может быть и речи, именно поэтому ответственный за оборонку вице-премьер и говорил о производстве двигателей в России. При этом ОКБ имени Антонова пытается запретить производить «Русланы» в России, возможно именно поэтому в Минобороны говорят о создании нового самолета.
Отметим, что «Русланы» использует не только Министерство обороны, но и негосударственная компания «Волга-Днепр», которая как раз специализируется на авиаперевозках сверхтяжелых и негабаритных грузов самолетами Ил-76 и Ан-124. Авиакомпания выполняет множество сложных задач, в том числе в интересах НАТО, помогая перебрасывать технику, например, между Европой и Афганистаном. В апреле стало известно, что «Волга-Днепр» с 2019 года не будет продлевать контракт с НАТО — учитывая, что соисполнителем в этом договоре является украинская компания «Авиалинии Антонова», которая также является оператором «Русланов», НАТО вряд ли потеряет в качестве предоставления услуг, а вот загрузка самолетов «Волга-Днепр» все еще под вопросом.
При этом Юрий Борисов задумывается не только о будущем авиастроения. По его словам, Вооруженные силы России не стремятся массово закупать танки «Армата» из-за их дороговизны, так что выгоднее модернизировать уже существующие машины.
Ранее сообщалось, что стоимость одного танка на платформе «Армата» при серийном производстве составит около 250 млн рублей. «Ну и зачем наводнять "Арматами" все вооруженные силы, у нас Т-72 пользуются огромным спросом на рынке, его берут все, он по сравнению с "Абрамсами", "Леклерками" и "Леопардами" по цене, эффективности и качеству значительно их превосходит»,— сказал Борисов.
Кроме «Арматы», вооруженным силам не нужно закупать в большом количестве и «Бумеранги» (колесные БТР нового поколения), уверен вице-премьер. «У нас особой нужды в этом нет. Эти модели достаточно дорогостоящие по отношению к существующим»,— отметил он.
По словам Юрия Борисова, на модернизацию старой техники нужно меньше средств, это позволяет экономить бюджетные средства. «Нам и удается, имея бюджет в десять раз меньше стран НАТО, за счет таких эффективных решений, когда смотрим модернизационный потенциал старых образцов, решать поставленные задачи», — заявил вице-премьер.
Ранее считалось, что Минобороны вскоре начнет закупать «Арматы». Впервые танк был представлен в 2015 году, уже в конце 2016 года Минобороны заключило договор на поставку 100 машин, а в августе 2017 года в госкорпорации «Ростех» сообщили, что Минобороны с 2019 года начнет массово получать танк «Армата».