Принятие Президентом Указа №531 «О форме одежды, знаков различия военнослужащих и ведомственных знаках различия» чисто поверхностно говорит о наведении порядка в том, что касается внешнего вида всех лиц, имеющих право на ношение формы. Однако по содержанию документа можно говорить о желании власти завершить разговоры о реформировании всех силовых структур.
За чисто внешними различиями формы в войсках (военнослужащих ВС РФ, пограничных войск ФСБ РФ, внутренних войск МВД РФ, Федеральной службы охраны) и сотрудников, носящих военную форму, но не являющихся военнослужащими, скрываются два важных положения: во-первых – окончательно закрепляются структурные преобразования в силовых ведомствах, а во-вторых, указ подтверждает окончание перемен в военном строительстве. Косвенным подтверждением тому является тщательность, с которой прописаны не только формы для военнослужащих армии и флота, но и военнослужащих других ведомств. Это можно рассматривать как признак того, что в ближайшие 4-5 лет силовые структуры изменяться не будут, а швейная и обувная промышленность России будет выпускать изделия для армии по установленным образцам. Можно полагать, что в течение этого периода военизированные подразделения будут закреплены за соответствующими федеральным ведомствами. Из текста указа видно, что единая форма для всех военизированных структур МВД завершает полемику о возможном преобразовании внутренних войск в национальную гвардию, о которой в ближайшее время можно не вспоминать. Одновременно указ дает толчок для развития тех областей агропромышленного комплекса, которые ориентированы на армию, но в последние годы влачили нищенское существование. Подписанный президентом документ дает мощнейший стимул для подъема животноводства.
Одиннадцатилетний период после отмены Борисом Ельциным каракулевых папах для полковников и генералов сухопутных войск и каракулевых шапок с козырьком для начальствующего состава Военно-морского флота больно ударили по специализированным хозяйствам России, занимавшихся разведением каракулевых овец. Овцеводческие хозяйства развалились. Некоторые перепрофилировались на выращивание риса. Пока каракулеводство нерентабельно. Скот продали или порезали на мясо. В подсобных хозяйствах стали менять каракульских овец на курдючных. Дело дошло до того, что стало не хватать российской мясной баранины для ресторанных меню, баранину стали закупать в Казахстане. Ассоциацию «Овцепром» ликвидировали. Самостоятельное Ставропольское Всероссийское НИИ овцеводства и козоводства сначала сократили до отдела, а затем ликвидировали. В настоящее время овцеводство находится в таком положении, что без государственной поддержки не выживет и может окончательно прекратить свое существование.
Если просмотреть статистику, то диву даешься. Сто восемь лет назад, при царе-батюшке, на 128,2 млн человек (по переписи 1897 года) было 147,2 млн овец и коз, в нынешних границах России насчитывается только 50 млн. При этом максимальное количество поголовья овец в СССР пришлось на 1979 год. Страна имела 67,5 млн овец и коз, из них в личных хозяйствах насчитывалось 29,2 млн. Но ведь Россия была, есть и будет в зоне рискованного земледелия, и большая часть регионов Российской Федерации располагается в местностях с особо холодным, холодным и умеренным климатом. К жаркому поясу относятся только Новороссийск, Сочи и Туапсе. Никакая современная технология, совершенствующая всё и вся, не сможет заменить на сибирских и забайкальских просторах валенки и одежду из овчины. Гражданским и военным специалистам, работающим в Сибири, Забайкалье, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, выдается зимняя меховая спецодежда. До сих пор в этих районах без овчинного постового тулупа никакой часовой не сможет выстоять на посту и двух часов.
Известно, что специализированные каракулевые овцеводческие хозяйства во времена Советского Союза располагались в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Калмыкии. В этих регионах специально разводили овец со светлой спинкой и темными боками, из которой только и можно пошить нормальную генеральскую папаху.
Узбекистан и сейчас занимает одно из лидирующих положений в мировом производстве каракулевых шкурок. Каракулеводство возникло в долине Бухары еще тысячу лет назад. В царские времена и во времена СССР каракулевые шкурки продавались на всех международных ярмарках Европы и Америки. Ныне в Узбекистане в этой отрасли работает более 106 специализированных хозяйств, 8 откормочных хозяйств, два промышленных предприятия, которые входят в структуру компании «Узбек каракули». В прошлом году количество каракульских овец достигло пяти миллионов, произведено 685 тысяч каракулевых шкур. В отрасль для повышения экспортной способности вкладываются зарубежные инвестиции. В Узбекском НИИ каракулеводства и экологии пустынь расширяются исследования по совершенствованию породы овец и выявлению новых сортов каракулевых шкурок.
В Казахстане каракулеводство является основной отраслью животноводства в пяти южных областях. К началу 90-х годов, имея стадо в 6 млн 200 тысяч голов, из которых 1 млн 200 - племенные овцы, Казахстан занимал первое место и по количеству, и по качеству каракуля. В 90-е годы Казахстан повторил путь России. За годы приватизации многие десятки племенных хозяйств были уничтожены. И только когда животноводы поняли, что не будет качественного каракуля, правительство обратило на эту отрасль внимание. В декабре 2000 года был принят закон «О племенном животноводстве». Одновременно принято решение о финансировании нескольких научно-промышленных центров. Успехом завершился 30-летний труд по выращиванию каракулевой овцы пепельного цвета. В течение пяти лет должно вырасти стадо в 500 особей бирюзового цвета. В республике к весне 2006 года появится стадо в 3600 голов белых каракулевых овец. Казахстан уверенно наращивает стада и пытается вернуть утраченные позиции. Во всяком случае, на казахско-российской границе уже отмечаются случаи контрабандной доставки в Россию каракулевых шкурок.
Президентский указ вновь вводит в обиход папахи для полковников и генералов, а также каракулевые воротники. Если говорить о количественном составе когорты полковников и генералов, для которых в ближайшее время необходимо пошить папахи, то тут сложно разобраться. Во-первых, количество в России генералов - инспекторов по надзору, генералов-спасателей, генералов-прокуроров, генералов-авиаперевозчиков, моряков, речников, железнодорожников и дорожников, генералов метро и генералов-горноспасателей, генералов-депутатов и генералов-пожарных, генералов - судебных приставов и регистраторов, генералов юстиции, милиции, полиции, генералов-дирижеров, спортсменов, генералов-врачей, ветеринаров и фитосанитаров, генералов экологов и лесников, генералов-строителей и генералов-эксплуатационников, генералов-фельдъегерей и генералов-контролеров, не говоря о генералах Минобороны, МВД, ФСБ, СВР и Минюста, превышает весь генеральский корпус Европы, а может быть, и вместе с Азией. Генеральские папахи носят все вышеперечисленные министры, директора федеральных служб и федеральных агентств Правительства РФ, руководители этих министерских управлений и аналогичных управлений семи федеральных округов и всех регионов страны. Все их заместители носят полковничьи папахи.
В Российской Федерации на сегодня насчитывается только ведомственных армий - восемнадцать (не считая отдельных силовых подразделений охраны и безопасности почти всех министерств). Реально следует говорить о трехмиллионной армии четырех министерств: Минобороны, МВД и их внутренних войсках, ФСБ с пограничными войсками и МЧС с войсками ЧС и пожарными.
В Российской армии, по некоторым данным, насчитывается около 1200 генералов. По словам начальника Главного Управления кадров – заместителя министра обороны Николая Панкова, 5400 военнослужащих еще прикомандировано к 46 (сорока шести) федеральным органам государственной власти, другим государственным органам, учреждениям, предприятиям, организациям. Сколько среди них генералов - неясно, но, очевидно, все имеют воинские звания не ниже полковника.
О количестве полковников можно говорить предположительно, точных данных так же нет. Если считать по аналогу с обычной дивизией, где на одного генерала приходится 13 полковников, то приблизительно в Российской армии их может быть от 13х1200=15600. Вместе с генералами получается около 16800. Для пошива средней папахи необходимо две шкурки, правда, если голова нестандартная, как например, у полковника Жаботинского (72 размер), то три. Поэтому только для того чтобы пошить папахи для армейских чинов, необходимо примерно 33600 каракулевых шкурок. Плюс генералы и полковники 18 ведомственных армий министерств, федеральных служб, агентств, предположительно такой же численности. По моим подсчетам, на первоначальный пошив папах для генералов и полковников необходимо около 604800 каракулевых шкурок. Это количество превышает годовое производство Узбекского экспорта каракулевых шкурок.
Думается, что за указом президента последуют соответствующие решения правительства по повышению уровня селекционной работы и восстановлению Ставропольского НИИ овцеводства и козоводства, без которых невозможно переодеть высший командный состав армии и флота. Возможно, что отсутствие необходимого количества российских каракулевых шкурок потребует изменения всей политики государства в этой области и потянет за собой и пересмотр цен на шерсть. В настоящее время шерсть продается производителями в два раза ниже себестоимости и в два с половиной раза ниже, чем на мировом рынке, где цена килограмма шерсти держится на уровне около $5 (на внутреннем рынке хозяйства получают менее доллара). Производство шерсти в подсобных хозяйствах за последние несколько лет упало с 45 до 22 тысяч тонн. Возможно, что правительство инициирует закон, аналогичный казахскому, и выделит необходимое финансирование для подъема российского животноводства.
Поэтому указ президента о введении в форму одежды генеральских и полковничьих папах является не только попыткой власти формально завершить реформирование силовых структур, но и просто палочкой-выручалочкой для российского каракулеводства.